Новости
Что можно изменить в характере ребенка, а что изменить нельзя
23
марта
2020
Подготовила
воспитатель МБДОУ д/с № 15
г. Таганрога
Дюлай А.К.
«Я в твоем возрасте…», «Что ты копаешься, ты можешь побыстрее?!» и т. п. как часто приходится слышать от родителей подобные высказывания. Почему одно и то же событие разные люди воспринимают и реагируют на него по-разному? Почему одни склонны к труду физическому, а другие – к умственному? Почему один ребенок все делает очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен?
Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое еще зависит от условий жизни и воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой. Одной из таких типологических особенностей личности является темперамент – индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека. Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется.
Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерики, меланхолик.
Для чего же родителям надо знать тип темперамента своего ребенка? (Чтобы знать его сильные и слабые стороны; чтобы помочь ему приспосабливаться к новым условиям; чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые; чтобы понимать его; чтобы найти с ним общий язык; чтобы помочь ему найти себя; чтобы взаимодействовать с ним и т. д.)
Детский врач и психолог Алла Баркан разработала памятку о том, как надо вести себя родителям с детьми различных темпераментов.
Вот ее советы:
- Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
- Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
- Не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка.
- Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика – в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его подлинного «я».
- Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
- Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка.
- Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
- Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.
- Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости особенностей темперамента ребенка.
Как лучше воспитывать сангвиника?
- Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
- Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
- Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
- Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
Как лучше воспитывать флегматика?
- Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
- Не раздражаться его медлительностью, а ускорять его деятельность, применяя игровые методы, хотя бы игры наперегонки.
- Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
- Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
- Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость.
Как лучше воспитывать холерика?
- Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
- Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
- В зачатке погашать любую агрессивность.
- Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
- Учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал.
Как лучше воспитывать меланхолика?
- Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
- Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.
- Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе, поддерживать его самостоятельность.
- Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
- Ни в коем случае, даже если из благих побуждений, не запугивать его.
Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших», ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных черт.