Новости

Что можно изменить в характере ребенка, а что изменить нельзя

23

марта

2020

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с № 15

г. Таганрога

Дюлай А.К.

 

«Я в твоем возрасте…», «Что ты копаешься, ты можешь побыстрее?!» и т. п. как часто приходится слышать от родителей подобные высказывания. Почему одно и то же событие разные люди воспринимают и реагируют на него по-разному? Почему одни склонны к труду физическому, а другие – к умственному? Почему один ребенок все делает очень быстро, а другой медлителен, но аккуратен?

 

Ответы на все эти вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями. Конечно, многое еще зависит от условий жизни и воспитания, но некоторые особенности личности запрограммированы природой. Одной из таких типологических особенностей личности является темперамент – индивидуальная динамическая характеристика психической деятельности и поведения человека. Это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется.

 

Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерики, меланхолик.

 

Для чего же родителям надо знать тип темперамента своего ребенка? (Чтобы знать его сильные и слабые стороны; чтобы помочь ему приспосабливаться к новым условиям; чтобы научить его использовать свои сильные стороны и сгладить слабые; чтобы понимать его; чтобы найти с ним общий язык; чтобы помочь ему найти себя; чтобы взаимодействовать с ним и т. д.)

 

Детский врач и психолог Алла Баркан разработала памятку о том, как надо вести себя родителям с детьми различных темпераментов.

 

Вот ее советы:

 

  • Учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка.
  • Пытаться минусы свести хотя бы до нуля.
  • Не подавлять, а управлять любым из типов темперамента ребенка.
  • Воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, а флегматика – в сангвиника, короче говоря, придать ребенку черты чужого ему темперамента, которые навряд ли поддадутся «скрещиванию» с чертами его подлинного «я».
  • Не укрощать темперамент ребенка, как зверя в клетке, даже в угоду этикету.
  • Не пытаться подавить особенности темперамента ребенка.
  • Не выпячивать все минусы ребенка, особенно при посторонних людях.
  • Не раздражаться от того, что он не такой, как вам хотелось бы.
  • Необходимо при этом выбирать методы воспитания в зависимости особенностей темперамента ребенка.

 

Как лучше воспитывать сангвиника?

 

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
  • Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.

 

Как лучше воспитывать флегматика?

 

  • Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
    • Не раздражаться его медлительностью, а ускорять его деятельность, применяя игровые методы, хотя бы игры наперегонки.
    • Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
    • Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
    • Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость.

 

 

Как лучше воспитывать холерика?

 

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
  • В зачатке погашать любую агрессивность.
  • Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
  • Учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал.

 

Как лучше воспитывать меланхолика?

 

  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
    • Стараться поддержать его, ободрить, быть с ним поласковее и помягче.
    • Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе, поддерживать его самостоятельность.
    • Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
    • Ни в коем случае, даже если из благих побуждений, не запугивать его.

 

Еще раз хочется подчеркнуть, что в процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент. Нет ни «хороших», ни «плохих» типов темперамента; каждый из них имеет и положительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу темперамента, закрепляя его положительные качества и сглаживая, уменьшая проявления отрицательных черт.