Новости

Детский сад и семья в едином образовательном пространстве

12

ноября

2019

  

А.К.Дюлай

воспитатель  МБДОУ д/с № 15

г. Таганрог

 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

  

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

 

На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами  образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.

  

В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

 

На современном этапе реализации ФГОС дошкольного образования одной из ведущих задач ДОУ является достижение нового качества дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи может стать деятельность педагогов по расширению образовательного пространства своих воспитанников за счет создания единого  образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ.

 

В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» и Федеральным государственным стандартом дошкольного образования семья и родительская общественность рассматриваются как важнейшее условие модернизации дошкольной системы образования.

 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

 

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

 

 Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

 

 Как изменить такое положение?

 

 Как заинтересовать родителей в совместной работе?

 

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

 

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

 

Привлечение  семьи к образовательному процессу требует от педагогов ДОУ организации  социально-педагогической и психолого-педагогической помощи родителям или их представителям. Современные требования к качеству образования предполагают перераспределение ответственности между участниками образовательных отношений, а это в свою очередь, ведет к созданию модели партнерства и взаимной ответственности между ДОУ и семьей.

 

Тем не менее, роль семьи в воспитании ребенка остается решающей.  Что же влияет на воспитание ребенка в семье?

 

 Это:

 

- осознание родителями полной ответственности за воспитание своего ребенка;

- наличие психолого-педагогических знаний по вопросам дошкольной педагогики и психологии;

- проявление интереса к развитию и образованию ребенка;

- создание условий для эмоционально комфортной обстановки в семье;

- постоянное и позитивное  взаимодействие с ребенком в семье;

- наличие семейных традиций;

- создание развивающей предметно пространственной  среды;

- удовлетворение потребностей ребенка во всех видах детской деятельности.

 

При таких условиях обеспечивается расширение образовательного пространства дошкольника, создаются условия для преемственности воспитания и обучения ребенка в семье и ДОУ, что служит основой повышения качество дошкольного образования.

 

Это требует от педагогов ДОУ поиска новых форм взаимодействия с родителями:

 

- неформальное общение с родителями в процессе образовательной деятельности;

- оптимизация форм и методов совместной работы с семьей, что вызвано осознанием особой роли семьи в процессе социализации ребенка: идентификация с разными людьми, усвоение норм и правил поведения, характерных для общества, в котором растет ребенок.

 

Одним из важнейших условий совершенствования качества дошкольного образования в ДОУ является создание мобильной, авторитетной и грамотной родительской общественности, способной к успешному решению современных задач воспитания и обучения детей.

 

Современный мир вокруг нас стремительно меняется, появляются новые технологии, расширяется информационное поле, а значит и люди становятся другие. Родители наших воспитанников в основном имеют представление об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды, об отдельных элементах воспитательного процесса. Они осознают свои права и обязанности по отношению к ребенку, в соответствии со своими представлениями воспитывают ребенка, проявляют  интерес к процессу его  развития.

 

В таких условиях педагоги ДОУ должны, не прибегая принуждению, позитивно влиять на их мысли, чувства, поступки  в процессе совершенствования качества образования.  Мы должны  признать  за ними права на руководство, на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности, в готовности следовать их указаниям и советам. Только при таких условиях, не нарушая законов детства, удастся расширить  для наших дошкольников  образовательное пространство, в котором педагоги и родители будут следовать единым требованиям и выбирать адекватные эффективные методы развития ребенка.

 

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

 

  1.  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития и воспитания детей;

  1.  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  2.  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

  1. предоставить родителям возможность участвовать:

 

- в организации различных культурных, спортивных, просветительских мероприятий

-  в экспериментальной деятельности,

 

Такая деятельность способствует осознанию общественной значимости родителей, делает их равноправными участниками педагогического процесса.

 

При таком взаимодействии изменение позиции родителей по вопросам воспитания, которое часто необходимо для успешного образовательного процесса,  протекает спокойно, без конфликтов между участниками образовательных отношений. Это очень важно при организации детско-родительского взаимодействия при освоении педагогического опыта.

 

Осуществление взаимосвязи ДОУ с семьей может быть осуществлено по разным видам взаимодействия.

 

Одни из них направлены  на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как:  тематические родительские собрания, консультации, лектории, анкетирование, открытые мероприятия, тренинги, конкурсы, акции, проекты (экскурсии, альманах, видеоролики), дерево «добрых дел», интернет сообщества.  В этом случае  инициатором является ДОУ.

 

Другие виды взаимодействия непосредственно включают родителей в образовательный процесс детского сада. Они направлены на улучшение качества образовательной деятельности, ее совершенствование. В этом случае семья является источником для создания необходимых условий реализации образовательных и воспитательных задач ДОУ. Это выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей: работа различных студий, кружков, коллективные мероприятия (экскурсии, походы и т.д.).

 

Самый эффективный вид взаимодействия, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои индивидуальные возможности в воспитании детей, что способствует возникновению положительных результатов в образовании дошкольников, посещающих детский сад. Например: создание творческой группы родителей, использование ИКТ – технологий (соц. сети), оформление экрана достижений и визитной карточки группы, вывешивание информации о содержании образовательного процесса, создание фотоотчетов и видеоматериалов о содержании образовательного процесса в течении дня ит.д.

 

При создании образовательного пространства, часть которого является семья, возникает:

 

  • единство цели в развитии и воспитании ребенка,
  • единство требований к ребенку со стороны ДОУ и семьи с учетом его индивидуальных и  возрастных, особенностей
  • распределение функций родителей и воспитателей с учетом специфики и возможностей каждой из сторон
  • возможность использования в педагогическом процессе социокультурного потенциала каждой семьи.

 

      Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

 

 

Список литературы:

1.Закон Российской Федерации « Об образовании»

  1. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – М.: АРКТИ,2004.
  2. Доронова Т.Н. Соловьва Е. В. Дошкольные учреждения и семья. – М.: ЛИНКА -      ПРЕСС,2001.
  3. Зверева О.Л. , Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. - М.: ТЦ « Сфера», 2005.
  4. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России,2007.
  5. Козлова А.В. Общение ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ « Сфера»,2007.
  6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: ТЦ «Сфера», 2004
  7. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2008.- 72 с.
  8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Педагогика, 1987.