Новости

Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка

5

марта

2020

Подготовила

Воспитатель МБДОУ д/с № 15

г. Таганрога

Мамонова Л.В.

 

Детский сад – это первое общественное учреждение, куда попадает ребенок. Там он легко усваивает все нормы и принципы общения. 

 

Стремление к общению уже заложено в природе человека. До поры до времени ребенку достаточно общения с близкими взрослыми, с семьей. Но в возрасте около трех лет у малыша появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может.

 

Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что обычно все решения принимает взрослый, и взрослый же устанавливает правила общения с ребенком. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры. Находясь в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается с другими ребятами по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать их и прислушиваться к требованиям других.

 

Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании  играть  намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. В игре ребенок учится подчиняться и выполнять правила, учится считаться с чужим мнением, развивает коммуникативные навыки. Но общаться с детьми труднее, чем с родителем. Взрослый угадывает  чувства  и желания своего ребенка, а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Именно поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать.

 

Всем этим правилам ребенок легко учится в детском саду. Время от времени в детском коллективе возникают конфликты интересов, которые необходимо решать. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:

 

  • деловые (другой человек как партнер по совместной деятельности);
  • познавательные (другой человек как источник информации);
  • личностные (интерес к другому человеку как к личности).

  

В детском саду  ребенок также учится общаться с другими взрослыми. Здесь ребенок начинает понимать, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, которых надо слушаться, малыш начинает понимать, что их нужно уважать и придерживаться определенных правил.

 

Также ребёнок получает  интеллектуальное и физическое развитие. Несомненно, грамотные мама и папа вполне могут дать необходимые знания лучше, чем в садике, но самое сложное в домашнем воспитании – обеспечить ребенку социальное развитие.

 

Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомление с художественной литературой. Присутствуют также музыкальные и физкультурные занятия. Обеспечить ребенку такое разнообразие в домашних условиях непросто.

 

Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня. Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, и дома соблюдать режим дня проблематично. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. В школу ребенок должен поступить подготовленным психологически и с определенным багажом  знаний, которые заложены в программу воспитания и обучения детей  в детском саду.