Новости

Роль сказки в развитии речи ребенка

5

марта

2020

Подготовила

Воспитатель МБДОУ д/с № 15

г. Таганрога

Мамонова Л.В.

 

 

Речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации, к сожалению, книга уходит на последний план. Порой взрослым  приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка.

 

Сказка вносит разнообразие в жизнь малыша, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, ведь она учит играя.

 

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становится более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

 

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

 

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. С детской сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

 

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет важные для формирования речи функции:

 

  • расширяет словарный запас ребенка;
  • показывает пример составления различных предложений;
  • передает готовые художественные обороты и метафоры;
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

  

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

  

Формы работы со сказкой могут быть различны:

-пересказ;

-сочинение сказочных историй;

-придумывание своего окончания сказки;

-добавление нового героя;

-тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном;

-драматизация;

-сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов.

 

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление.

 

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый.

 

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

 

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

 

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства – мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.