Новости

Знакомим ребенка с ножницами

8

февраля

2021

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с № 15

Дюлай А.К.

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.

Так как же научить ребенка вырезать ножницами (резать ножницами)?

Шаг 1. Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее. Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук, дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю – это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички – это перышки для замерзающего воробья). Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) – это сделает его руки сильнее. После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.

Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц. Во - первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т. д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению. Во - вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы другому человеку (ручками вперед).

Шаг 3. Купите качественные детские ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в руке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) –тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы ребёнок не укололся и не поранил товарища. Если ваш малыш – левша, приобретите ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

Шаг 4. Научите ребёнка правильно держать ножницы.

Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании. Если у ребенка не получается держать руки правильно -можно попробовать несколько приемов. Первый - сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение. Второй - можно дать ему вырезать, положив локти на стол. Третий - можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол. Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.

Шаг 5. Познакомьте ребёнка с принципами вырезания.

Нарисуйте на листе бумаги толстую прямую линию, проверьте, что ребенок держит руки и ножницы правильно, и попросите его вырезать точно по линии. На что надо обратить внимание? Прежде всего, посмотрите на лезвия ножниц при вырезании. Чтобы вырезать точно, ножницы надо закрывать слегка и тут же открывать. Если ножницы каждый раз закрываются до конца - место, до которого было вырезано, "теряется". Тогда обычно ребенок начинает следующий надрез в другом месте, и линия получается неровной, с "зубцами". Чтобы вырезать ровно, надо научить ребенка, вырезая, не закрывать ножницы до конца, а продвигаться маленькими шажками. Еще один важный момент - координация двух рук. Когда мы вырезаем, вырезающая рука (правая - у правшей, левая -у левшей) только открывает и закрывает ножницы.  Если мы вырезаем квадрат –то нужно научить ребенка доходить до угла, поворачивать лист, не вынимая ножниц, и продолжать вырезать. Главное тут что вырезающая рука не делает никаких движений, кроме открывания и закрывания ножниц. Ножницы при этом "смотрят" вперед. Если мы вырезаем круг – следующая стадия - то можно помочь малышу, научив его считать надрезы. После каждых трех надрезов мы передвигаем руку, держащую лист, по кругу, поближе к ножницам. Если ребенок хорошо освоил основные принципы вырезания, он сможет вырезать и более сложные фигуры. Все дело в правильной координации двух руки в умении делать маленькие надрезы.