Новости

Консультация для родителей «Играем в слова»

17

октября

2020

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с № 15

Волкова О.В.

 

Развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас.

 

В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.

 

Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.

 

Не секрет, что ведущая деятельность ребёнка – это игра. Поэтому наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников.Подбирая игры по развитию речи исходите из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошкольником.

 

В данной консультации предложены дидактические словесные игры по обогащению словарного запаса ребёнка. Играйте живо, заинтересованно! Играйте на улице и дома! Успехов в воспитании ваших детей!

 

Играем на улице:

 

  1. Какая сегодня погода?
  2. Какая бывает погода на улице?

(Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая).

  1. Растительный мир твоей улицы.

Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.

  1. Названия каких деревьев ты знаешь?

(Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь).

(Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня).

  1. Название каких кустарников ты знаешь?

(Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха).

  1. Какие листья бывают?

(Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые).

  1. Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?

(Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж).

  1. Каких рыб ты знаешь?

(Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак).

  1. Что мы видим в витринах магазина?

Какие названия магазинов ты знаешь?

  1. Какие машины мы видим на улице?

Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые;грузовые;специальные;транспорт пассажирский.

  1. Из каких частей состоит машина?
  2. Какие бывают дороги?

 

(Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские).

 

 Играем везде:

  1. «Скажи наоборот» - важная игра на формирование логического мышления:

 Высокий - низкий

тяжелый - лёгкий

быстрый - медленный

весёлый - грустный

 жарко - холодно

добро - зло

гладкий - шершавый

кривой - прямой

 богач - бедняк

больной - здоровый

ребёнок - взрослый

смелый - трусливый

друг - враг

смеяться - плакать

  1. «Кто летает - что летает?» - перечислить птиц и насекомых.

(Самолёт, вертолёт, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат).

  1. «Кто плавает - что плавает?» - перечислить рыб, птиц, животных, включая человека.

(Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога).

  1. «Кто ползает - кто ходит?»

(Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон.

Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви.

Животные, птицы, человек).

  1. «Он какой может быть?» - существительные мужского рода. (Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый, тухлый, сочный…).

«Она какая может быть?» - существительные женского рода.

(Машина, роза, туча, погода).

  1. «Оно какое может быть?» - существительные среднего рода.

(Море, яблоко, небо, пальто).

  1. «Кому что нужно для работы?»

(Врачу - градусник, тонометр, шприц, шпатель.

Учителю - доска, мел, учебники, тетради, ручки, класс, карты.

Художнику - мольберт, краски, кисточки, карандаши, бумага.

Парикмахеру - расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва.

Продавцу - магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки.

Повару - кастрюли, плита, продукты).

  1. «Каждой вещи своё место», «Что где?»

(Книги - в книжном шкафу, на полке;

бельё - в шкафу…).