Новости

Консультация для родителей «Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста»

27

января

2021

Подготовила

 воспитатель МБДОУ д/с № 15

Архипенко Л.А.

                                                   

«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими

словами: чем больше мастерства в

детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

 

В младшем возрасте познавательная активность ребенка, его первые эмоциональные предпочтения складываются в предметной деятельности, в игре. Ребенок с помощью взрослого выделяет особенности строения, свойства, качества предметов; связывает их с назначением, с материалом из которого они сделаны; происходит постепенный переход к простейшему сенсорному анализу. Ребенку во взаимоотношениях со взрослыми предоставляется больше самостоятельности, его деятельность обогащается новым содержанием. Родителям важно поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности младшего дошкольника, стимулирующий познавательную деятельность ребенка.

  1. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций из строительного материала и деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, а также из природного материала.
  2. Конструирование из строительного материала (деревянные детали геометрической формы) помогают ребенку выделять части в элементарных постройках, умению рассказать из каких деталей построена каждая часть, называя детали строительного набора: кубик, кирпичик, пластина. Помогает овладевать элементарными конструктивными навыками: приставлять, прикладывать, делать простые перекрытия, создавать постройки с внутренним свободным пространством (будка, домик). Умению изменять постройки способом надстраивания (в высоту, длину, ширину). Помогает различать части построек по величине (большая-маленькая, высокая-низкая, длинная-короткая, узкая-широкая). Развивать элементарные навыки пространственных соотношений (в домике, около него, за ним, далеко, близко); умение соотносить нарисованные детали с реальными. Помогает строить элементарные постройки по рисунку-чертежу: из кирпичика и кубика (стол, стул, машину). Из 5-6 одинаковых или чередующихся деталей (заборчики, башенки), развивая представление о форме, величине, цвете.

Конструирование из строительного материала развивает творчество, фантазию ребенка, желание строить по собственному замыслу, объединять постройки по сюжету, умению обыграть их.

Хорошим примером является конструирование родителей вместе с детьми:

«Угадай, что я сейчас построю», «Постой такой же», «Назови детали», «Что изменилось?». А также создание игрового образа. Например, заметив, что малыш пытается что-то построить, можно подбодрить его:

«Строим дом:        

Дом большой

И с крылечком,

И с трубой».

«Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это Коля строит дом,

Чтобы люди жили в нем».

Можно предложить ребенку подумать самому, как построить ту или иную постройку: «Построй такие ворота, как у меня, но, чтобы они были высокие и под ними могла проехать вот эта машина», «Построй загон для коровы, чтобы она гуляла в нем, но не смогла перепрыгнуть через высокий забор и убежать в лес», «Построй другой забор-низкий для маленького зайчика, но чтобы ему не было тесно». Прочитав сказку «Три медведя», спросить у ребенка: «Что можно построить для наших мишек?».

Во время прогулок обратить внимание на то, какие красивые и большие дома в нашем городе. Дома предложить построить город.

Увлекательным видом деятельности для детей и родителей может быть конструирование из природного материала. Природный материал –это кладовая для развития детского творчества.Работая с разными материалами, ребенок знакомится с их свойствами, разнообразной структурой, приобретает трудовые навыки и умения, учится мыслить; развиваются такие качества как настойчивость, целеустремленность, старательность, любознательность. Воспитываются нравственные и эстетические чувства. Это может быть аппликация из осенних листьев, из крупы, ракушек, а также поделки из шишек, желудей, каштанов, листьев.

Поделки из природного материала должны быть достаточно просты по своей конструкции и способам соединения, чтобы могли быть выполнены ребенком под руководством взрослого. Например, «Грибок» (желудь, пластилин); «Лесные звери», «Рыбка» (шишка и пластилин); «Улитка» (каштан, пластилин). Аппликация из листьев (коврик, бабочка, ежик, птичка и т.д.).

Конструирование из бумаги знакомит детей с ее свойствами. Можно научить ребенка скатывать маленькие кусочки бумаги или салфетки в комочки и наклеить в пределах контура (пушистые зверьки, птички). Предложить ребенку разрезать прямоугольный лист на полоски или из готовых полосок склеить колечки «Гирлянда», «Фонарик».

На прогулке в теплую погоду продолжайте знакомить ребенка со свойствами песка. Вместе с детьми постройте башенку, мост, заборчик, ворота; украшайте постройки природным бросовым материалом (камешки, веточки, листья).

Можно взять с собой на прогулку набор для игр с песком. Организуйте игры с малышом. Начните строить забор из куличиков, чередуя куличики разной формы. Например, два квадратных, один круглый. Пусть ребенок достроит заборчик, соблюдая заданный ритм.

В зимнюю погоду на прогулке познакомьте ребенка со свойствами снега и льда. Малыши мастерят снежные пирожки, торты, пряники. С помощью лопаты прокладывают дорожки. Родители могут показать, как катать из сырого снега небольшие снежные комья, лепить простейшие фигурки (грибок, снеговичок, неваляшка, мишка, колобок).

Конструирование побуждает работать в равной степени и голову, и руки малыша. Начиная с простого, ребенок в конструктивной деятельности продвигается все дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе.