Новости

Консультация «Уроки общения»

1

декабря

2019

Уважительная привычка

Как разговаривать с ребенком, чтобы его сердечко не трепетало от боли, а радостно открывалось навстречу Вашим словам? Вспомните свое детство, родительские словечки и выражения, которыми Вас причесывали: "закрой рот, а то муху поймаешь", "не сутулься – горбатым будешь". Все они сидят в нас и ждут своего часа. Не зря говорят, что слово ранит. Представьте, что все эти меткие высказывания достанутся Вашим внукам, и правнукам, и остальным малышам, которые будут после Вас.

 

Так как говорить, чтобы дети слушали и слышали, и радовались общению? Есть замечательный прием, его суть: говорите с детьми так, как будто это Ваш лучший друг. Вы можете представить, что любимая подруга вдруг услышит от Вас: "ты топаешь, как слон!", "у тебя из штанов пузо торчит"? А наши самые родные и ранимые человечки слышат это постоянно. Между тем, относиться к сыну или дочери, как к лучшему другу так просто!
Здравствуй, мама!

 
В первый же час после рождения, крошечный человечек взглядом ищет глаза матери. Бондинг – зрительный контакт между младенцем и родительницей, их первая встреча глазами. Психологи утверждают, что он имеет большое значение для психологического развития человека.
Психология общения с детьми – увлекательная и полезная дисциплина. Груднички во всем подражают родителям: мама улыбается, и малыш тоже, мама говорит – и чадо лепечет нежным голоском. В дальнейшем, ребенок уже не просто пассивно ждет маму или папу, а учится их подзывать: гулением, хныканьем, криком. У него появляется потребность во внимании взрослого.

 
Странно слышать, что многие родители, приверженцы строгости и дисциплины, с самого раннего возраста относятся к малышу требовательно и сухо. Кормление, прогулки, купание – все это они выполняют по расписанию, боясь избаловать крохотного человечка. А как же родительская любовь?

  
Между тем, основы активного развития личности человека - в раннем общении с мамой. Малыш должен получить полную меру любви и душевной заботы родителей. Только так, став взрослым, он сможет идти по жизни уверенно и смело. Дети, недополучившие ласку и нежность, вырастают агрессивными и неуверенными.

 
Далее, во втором полугодии, груднички учатся проявлять инициативу: просят игрушки, предлагают забавы, зовут родителей. Теперь основные формы общения детей со взрослыми - всевозможные игры с инсценировками, называние предметов и действий, поощрение звукоподражания и первых слов.

  
Этот период совместных игр со взрослыми длится до 4 лет. Предпочтительнее – ролевые игры, как подготовка к следующему этапу развития.
Болтунишки и почемучки: какой в этом смысл?

 
Особенности общения с детьми разного возраста заключаются в различии социальных потребностей ребенка. Чем больше активный словарь, тем быстрее развиваются познавательные интересы малыша.

 
После 3 лет общение дошкольников со взрослыми заключается в задавании родителям самых невозможных вопросов. Сейчас отцы и матери – авторитетный источник знаний, учителя, ведущие за руку в большой мир.

 
Как найти ответ на все вопросы маленького любознайки? Учитывайте жизненный опыт ребенка. Наверняка он не поймет научное объяснение фотосинтеза, зато ему понравится версия, что солнышко согревает травку, и поэтому она зеленеет.

 
Дошкольник начинает ощущать себя значимым членом семьи и общества. В этом возрасте формируется осознанная потребность детей к уважению. Поэтому, не стоит давать неправдивые ответы. Ложь, пусть и невинная, запоминается надолго. Как верить папе и маме, пойманным на обмане?

 

Сладкий пряник вместо горького слова

 
Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми после 3-4 лет – ожидание оценки и признание взрослым его заслуг. Если Вы ругаете, критикуете, сравниваете сына или дочь с другими детьми, они обижаются и отказываются делать поручение, за которое он получил выговор. Важно не просто заметить результат, но и высказать свое мнение: похвалить, расспросить малыша, удивиться и обрадоваться.

 
Взаимоотношения родителей и детей должны строиться на доверии - избитая, но глобальная истина. Формирование положительной самооценки – главная воспитательная задача родителей дошкольников.

 
Психология общения с ребенком 3-4 лет выделяет три ключевых характеристики во взаимоотношениях:

 
развитая речь детей;
их любознательность;
потребность в признании и уважении.

 
Общество глазами ребенка

 
В возрасте 6-7 лет особенности общения детей со взрослыми заключаются в том, что детские познавательные вопросы поднимаются на новую, очень важную и определяющую ступень общения. Теперь их интересуют отношения в обществе, правила поведения и их мотивация, объективная оценка его способностей.

 
Маленький человек теперь не ищет безусловно хорошей оценки. На главном месте - взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, относящихся к качествам людей.

 
Общение детям старшего дошкольного возраста нужно ради самого общения. Но, как и раньше, ребенок зависим от положительного настроя и доброжелательного отношения родителей.

 
Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы не обидеть его растущее самоуважение? – Нужно помнить, что 6-7-летки нуждаются:

 
во взаимопонимании с родителями;
в признании его, как полноправной личности;
в общении со взрослыми "на равных".

 
Как не стать изгоем в детской компании

 
Кроме общения с родителями, малыш должен понимать, как правильно общаться с ребенком-ровесником. Представьте себе карапуза, одиноко играющего в песочнице или еще хуже – гонимого из детского общества.

 
Как правило, такими изгнанниками становятся дети, которые отличаются от своих товарищей поведением. Например, они уже играют в профессии, а он застрял на лепке куличиков. Дети обсуждают любимый мультфильм, а этот малыш не понимает, о чем идет речь. Он не умеет поддержать разговор, потому что ему интереснее баловаться и шалить.

 
Родители, понимающие особенности общения с детьми разного возраста, могут помочь сыну или дочери. Для этого нужно создавать такие ситуации, в которых малыш в повседневной жизни пасует. Важно начать с той ступени, на которой остановился ребенок, иначе ему будет не интересно.

 
Совместные игры с другими детьми или родителями, во время которых малыш узнает что-то новое (сначала о природе, предметах, различиях размеров, цветов, форм, потом – о поведении и послушании, качествах человека, причинах поведения и так далее). В таких занятиях существенно включить в процесс каждого ребенка, поощрять и хвалить его.

 
Родителям немаловажно научиться видеть в ребенке уважаемую личность, человека, имеющего право на свое мнение. Приучив себя к мысли, что Ваш малыш - это лучший друг, Вы настроитесь на нужную волну общения и выйдете из навязчивого стереотипа несостоятельной педагогики.

  

Подготовил воспитатель:

Казакова Е. Л.