Новости

Консультация для родителей «Важная роль декоративного рисования»

22

марта

2021

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с 15

Горбоконь Л.В.

Занятия по изобразительной деятельности – это не только средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом.

Письмо с самого начала является сознательным актом. Обучение ему связано с требованием правильного и четкого изображения письменных знаков, а также с воспитанием настойчивости, стремления добиться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания, наблюдательности и таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез. Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, что, в свою очередь, определяется воспитанием правильного отношения его к письменным заданиям.

Хорошо подготовить руку ребёнка к письму в условиях детского сада поможет декоративное рисование. Технические приёмы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, разные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, штрихи, дуги и др. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребёнка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точки, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо для написания букв, слов, строки. Детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, волны, палочки.

Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность ребёнка: декоративный рисунок рассказывает, но не словами, а изобразительными средствами, так как мотив и образ декоративного народного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, и самого человека с представлениями о добре и красоте. Декоративное искусство способно вносить в мир ребёнка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Изделия народных мастеров более понятны и близки детям, они воспринимают их полнее, глубже, чем живопись.

В занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки ребёнка в изображении разных элементов содержания, направления, расположения их в определённом порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам…), что доставляет детям удовольствие.

Ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать: чёткая передача формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или больше элементов; красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения, а в дальнейшем находить им применение.

Большое значение имеет слово взрослого – убедительность его характеристики работ, выполненных детьми с использованием эпитетов «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», яркий» …, что направляет внимание ребёнка на выделение черт выразительности декоративного рисунка, качество их исполнения. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства дети узнают об орнаменте. Орнамент, согласно словарю С.И.Ожегова, – это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определённой последовательности, может включать в себя изображения животных. Природа для народных умельцев – это и мастерская, и кладовая, и помощница, из неё взяты образы, сюжеты, краски. Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к природе.

Итак, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев. Глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур, равномерными движениями.  Задача таких занятий заключается не в обучении детей написанию букв, а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Занятия декоративным рисованием имеет важное значение, т.к. основные трудности, которые испытывает ребёнок в освоении графических навыков, заключается именно в его неумении управлять движениями пишущей руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) ещё недостаточно координированы. Это мешает решать графические задачи. Каждую букву надо поместить в ограниченном пространстве, в определённом порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем, нижнем направлениях, по горизонтали, на одной линии)

Трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют большого внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада.

Огромный успех в преодолении этих трудностей вносят занятия декоративным рисованием, а также другие разные виды изобразительной деятельности. При целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют навыками учебной деятельности.

Уважаемые родители, помните:

  1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
  2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
  3. Поощряйте.
  4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
  5. Рисуйте вместе с ребенком.