Новости

Игровая деятельность у особых детей

10

декабря

2020

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Именно в этой деятельности наиболее активно происходит развитие ребенка — его речи, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, активности, моторики, формируется умение управлять своим поведением. В игре дети осваивают социальный опыт человеческих отношений, она позволяет им самостоятельным путем создавать различные взаимодействующие коллективы. Игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Воспроизводя в действиях и речи жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил.

Давние традиции имеет использование игры в коррекционно-развивающих занятиях с детьми, имеющими нарушения развития. Чаще всего развивающими играми считаются такие, которые дополняют знания ребенка об окружающем мире, развивают его эрудицию, тренируют память, внимание, способность к логическим операциям. Такие игры обычно возникают «с подачи» взрослого и, несомненно, приносят ребенку много пользы.  Однако, для своих самостоятельных занятий ребенок, скорее всего, выберет иную игру. Ту, в которой происходит нечто такое, что впечатлило его в собственной жизни, или в мультфильме, или в книжке – события, отношения, эмоции. В этой игре обязательно есть сюжет или, по крайней мере, его элементы. Игры с сюжетом не всегда воспринимается взрослыми «развивающими», хотя имеют значение для детского развития не чуть не меньше, чем дидактические игры.

Сюжетно-ролевая игра, построенная на имитации, дает ребенку возможность эмоционально отреагировать и осмыслить то, что происходит в его собственной жизни, делясь переживаниями с другими детьми или взрослыми. Именно поэтому такая игра является наилучшим средством социального развития ребенка, особенно такого ребенка, который имеет трудности в коммуникативной сфере развития.

Обычно дети любят играть. Но есть категории детей, которые имеют определенные трудности в развитии игровой деятельности. Это застенчивые, тревожные, неуверенные в себе, замкнутые дети, гиперактивные дети, дети с задержкой психического развития, и, особенно дети с аутизмом и аутистическими проявлениями.

 

Застенчивые, неуверенные в себе, замкнутые, тревожные дети зачастую предпочитают играть в одиночестве. Если не обращать на это внимание и не вовлекать таких детей в общие игры, застенчивость, неуверенность и другие негативные черты личности будут только нарастать. Воспитателю необходимо выработать определенный стиль поведения с такими детьми. Нужно постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, ненавязчиво привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, моделировать для ребенка различные ситуации успеха, стараться создать для него благоприятную среду, тем самым повышая его самооценку. Делать это нужно очень осторожно и деликатно, так реакция на вмешательство взрослого может быть у застенчивого, неуверенного ребенка самой неожиданной. К тому же прямое воздействие и внушение обычно действуют противоположным образом. Привлекая таких детей к общению и играм с другими детьми, следует учитывать одно важ­ное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении таких детей к ком­пании сверстников против их желания.

Кроме того, у застенчивых, неуверенных детей необходимо развивать умение выражать свои эмоции. Дело в том, что подобные дети, испытывая такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии, зачастую не могут проявлять, отреагировать их внешне. Это способствует тому, что такие дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что может стимулировать развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, навязчивые движения).

Неуверенных, застенчивых, замкнутых детей необходимо учить общаться, развивать у них коммуникативные навыки. Делать это лучше в игровой форме.

Примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков:

«Ласковое имя (дети встают в круг и, передавая мячик, называют друг друга ласковыми именами); «Комплименты» (Дети встают в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок говорит: «Спасибо», передает мяч другому ребенку и говорит ему комплимент и так далее по кругу); «Ты мне нравишься» (Дети садятся в общий круг. Тот, к кому попадает мяч, должен посмотреть на своего соседа, назвать его по имени и сказать: «Ты мне нравишься, потому что…»); «Волшебный стул» (Дети стоят в кругу, в центре круга – стул. По очереди один из детей садится на этот стул, и каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее).

Игры, направленные на развитие умения выражать свои эмоции:

«Покажи эмоцию» (Дети делятся на две команды. Команды по очереди бросают мячик, а соперники должны изобразить ситуацию согласно с выпавшей эмоцией: со словами, с помощью жестов, мимики);  «Тренируем эмоции» (Педагог  предлагает детям:  нахмуриться как  осенняя туча, позлиться, как злая волшебница, испугаться, как заяц, увидевший волка,  улыбнуться, как:  кот на солнышке, и т.д.)

Гиперактивные дети. Кроме нарушенного внимания, двигательной расторможенности, нарушений координации, одной из характерных особенностей детей с СДВГ являются нарушения социальной адаптации. Такие дети часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам. Они любят играть в деструктивне игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с другими детьми, несмотря на то, что любят коллектив. Поэтому у них мало друзей, хотя они экстраверты: они ищут друзей, но быстро их теряют. Таким образом, воспитателю в работе с такими детьми нужно почаще использовать коммуникативные игры, подвижные и дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, координации движений.  Например: «Запоминай» (на счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Ребенок делает упражнение); «Дотронься до...»  (Дотронься правой рукой до носа, а теперь - левой рукой до носа. Дотронься правой рукой до правой коленки, а теперь - до левой. Левой рукой дотянись до правого уха, правой рукой - до левого уха, обеими руками - до затылка. И т.д); «Двигательный диктант» (сделай два шага влево и повернись направо; сделай поворот направо, а затем шаг влево; сделай шаг вперед, затем шаг вправо и т.д.). Также необходимо задействовать игры, направленные на снятие мышечного напряжения.

 

Аутизм. Дети с аутизмом не играют так, как играют обычные дети. Их игры состоят из стереотипных действий, направленных на повторение определенных впечатлений – сенсорных или эмоциональных, которые однажды вызвали их интерес, запомнились или доставили удовольствие. Ребенок может стучать по разным поверхностям, сравнивая их звуки, кружиться или бегать по кругу, наслаждаясь вестибулярными ощущениями, повторять одно и тоже слово или фразу. Сюжет в играх аутичных детей, как правило, отсутствует. В свою игру аутичный ребенок не допускает других детей, и сам не включается в их игры, хотя может хаотично побегать с детьми, покататься с ними на горке. Но игры с сюжетом, игры с правилами таким детям не доступны. Тем не менее, игровое взаимодействие с педагогом все равно необходимо, так как это способствует развитию ребенка. Для того, чтобы начать игровые занятия и установить эмоциональный контакт с аутичным ребенком, нужно определить круг сенсорных и аффективных впечатлений, которые он предпочитает. За ребенком вначале нужно наблюдать, а затем стараться присоединиться к тем занятиям, которые он выберет, придавая им определенный игровой смысл. Мы стараемся усилить впечатления, которые доставляют ему удовольствие, и обязательно комментируем свои действия. Комментируя, мы вносим в игру ребенка событийность, фиксируем его внимание на игровом действии. Такое присоединение к ребенку является важнейшим принципом коррекционной работы с аутичным ребенком. Преобразуя аутостимуляцию во взаимодействие, придавая ей игровой смысл, мы начинаем формировать интерес аутичного ребенка к другим людям.

 

Задержка психического развития. Становление игры у детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста. Эльконин говорил о том, что в игре всегда присутствует воображаемая ситуация, которая и отличает ее от простого предметного манипулирования. В силу задержанного интеллектуального развития игровое поведение детей с ЗПР указывает на трудности создания ими воображаемой ситуации, смысл их игр состоит в совершении манипуляций с игрушкой. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения, игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно.  Но в процессе целенаправленного воспитания и обучения такие дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности. Поэтому ребенка с ЗПР особенно необходимо обучать игре.  Для развития детей с задержкой психического развития нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не научатся.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что для того, чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием игры.

 

Подготовила

педагог-психолог Поскотинова И.Г.