Новости

Консультация для родителей «Детская дружба»

11

апреля

2022

 Подготовила

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

Поскотинова И.Г.

 Понятие дружбы очень широкое. Это и желание приходить на помощь, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым, и уважение к мнению другого человека, и умение сочувствовать и сопереживать, и многое другое. Друзья нам всем необходимы. При их наличии приобретается определенный уровень психологического комфорта и уверенность в себе.

Социально-личностное развитие ребенка начинается с умения дружить. Чем в более раннем возрасте начать ребенка учить умению дружить, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми и заводить друзей. Благодаря дружеским отношениям с другими детьми ребенок осваивает общение на равных, которое невозможно в детско-родительских отношениях. Дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, определения принадлежности к полу, ради ощущения духовного родства. Именно дружба является для ребенка одним из способов открыть «дверь во внешний мир» и научиться выстраивать отношения в социуме.

Детская дружба проходит несколько этапов, и задача родителей: помочь ребенку на основе полученного опыта сделать правильные выводы и выстроить собственную шкалу жизненных ценностей.

В 2 – 3 года дети часто играют рядом, но не вместе. В этом возрасте лишь возникают предпосылки к взаимному контакту, к обмену игрушками. Интерес к другим детям только начинает проявляться. Ребенок в этом возрасте скорее поделится игрушкой со знакомым мальчик или девочкой, чем с неизвестным ему.

В 4 – 7 лет появляется интерес к совместным играм, и если эти игры регулярны, то практически всегда между детьми возникает дружба. В этом возрасте дети уже понимают, что дружить – это уметь отдавать и принимать. Дети часто меняются игрушками, и тут очень важно, чтобы это был именно обмен, а не вымогательство и шантаж: «не дашь игрушку – не буду с тобой дружить!». В этот период очень важно разговаривать с детьми об уважении и внимании друг к другу. В этом возрасте в детском лексиконе прочно закрепляется слово друг. Дружба для ребенка 4 – 7 лет  - это возможность ходить в гости, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать его и извиняться перед ним. Вместе с тем, практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро за добро, зло за зло». Симпатии в этом возрасте очень переменчивы. Особенно это свойственно тем детям, которые посещают детский сад и, соответственно, имеют возможность общаться с большим количеством сверстников.

В 7 – 10 лет общение между детьми строится на общих интересах. С другом должно быть весело, а иногда и выгодно, поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок дружит с мальчиком или девочкой, которые часто угощают его конфетами. Огромное значение в этом возрасте приобретает учеба. И младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями. Девочки и мальчики в том возрасте обычно дружат порознь. Ребенок также выбирает друга с учетом географического принципа – сидит за одной партой, живет рядом, посещает те же кружки. В этом возрасте дружба воспринимается детьми скорее как взаимовыгодное сотрудничество. В этот период родителям нужно акцентировать внимание на том, что корысть и дружба – понятия противоположные. Нужно объяснять, зачем нужна дружба, как важна поддержка близких людей.

11 лет и старше – это возраст, когда отношения с друзьями выходят на первый план. Дружба становится более осмысленной. Она уже строится на позициях взаимопомощи. Ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей, и этот взгляд далек от родительского. Дети таким образом познают себя и выстраивают собственный мир. Ребенок в это период максимально подвержен влиянию группы и ее ценностей. Он панически боится утратить популярность среди сверстников. И родителям важно не допустить развития отношений, в которых ребенка будут использовать.

Сколько у ребенка будет друзей зависит от его личности. Так для экстраверта большая компания не только не сложно, но и даже необходимо. А для интроверта достаточно 2 – 3 друзей, с которыми он будет получать навыки социализации.

Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе.

В целом, конечно же настоящих друзей не может быть много. Такая дружба определяется «крепостью», проверенными ситуациями и временем.