Новости

Профилактика детской жестокости

25

марта

2021

Подготовила

Педагог-психолог МБДОУ д/с 15

Поскотинова И.Г.

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей.  Определенная доля агрессии есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей – мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков и взрослых. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не осознают последствия своих поступков. Это определенный этап взросления. Поэтому очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а другой – суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков.

Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена следующими факторами:

1. Любопытство и непонимание. Дети любят исследовать окружающие их объекты. Им важно узнать, что находится внутри машинки, куклы. Изучению подвергается все, заинтересовало ребенка. Но маленький ребенок пока еще не видит разницы между живым существом и игрушкой. Он не понимает, что бабочке, котенку может быть больно, и может причинить им вред по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.

2. Подражательство. Дети примеряют на себя модели поведения примерно так же, как мы примеряем одежду. Они перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов.

3. Компенсация или месть. Иногда родители замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он может их ругать или наказывать физически. А иногда он переносит подобные действия на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве случаев это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. Жестокое поведение помогает ему почувствовать себя сильным.

4. Привлечение внимания. Жестокими действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви.

5. Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей.

6. Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения.

7. Выброс энергии. Согласно физическим законам, энергия не исчезает бесследно. А ведь у детей ее предостаточно. И если запрещать им бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • С самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире.
  • Показывайте пример своим поведением. Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с делом.
  • Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевидению.
  • Рассказывайте ему о замечательных животных, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг.
  • Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим.
  • Обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по другому, разговаривать по другому, но все мы должны любить и уважать друг друга.
  • Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя.
  • Показывайте ему хорошие, добрые мультфильмы, кинофильмы, слушайте с ним детские песни.
  • Читайте и обсуждайте с ребенком книги. На примере сказок очень хорошо формируется понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.