Новости

Консультация для родителей «Игры на развитие фонематического восприятия»

15

июня

2022

Подготовил

учитель-логопед МБДОУ д/с № 15

Куценко Т.А.

Уважаемые родители!

Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематическое восприятие.

Фонематическим восприятием принято называть способность различать звуки речи (фонемы) и определять звуковой состав слова.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Развитие фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедической работы. Ребенку дошкольного возраста развивать фонематические процессы интереснее и продуктивнее в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Поймай звук

Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подскажи звук

Взрослый предлагает детям договаривать последний звук в словах: котено…К, ваго…Н, сто…Л, су…П, ко…М.

Назови первый звук

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» … Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Зоркий глаз

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Назови слова на звук …

Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

Ушки на макушке

Взрослый многократно произносит одно и то же слово, и в тот момент, когда в слове изменяется один звук, нужно хлопнуть:

сыр, сыр, сыр… сор, сыр, сыр;

шар, шар, шар…жар, шар, шар;

стол, стол, стол, стол…стул, стол, стол;

мак, мак, мак…лак, мак, мак.

Запомни и повтори

Взрослый произносит ряд слогов «ма-мо-му-мы», ребенок должен внимательно послушать, запомнить и воспроизвести эту цепочку. Затем можно аналогично произносить цепочку слов: суп, стол, сын, сом.