Новости

Консультация для родителей «Как обогащать словарь детей»

23

ноября

2021

Подготовила

учитель-логопед МБДОУ д/с № 15

Куценко Татьяна Александровна

Одной из задач коррекционно-образовательной деятельности с детьми с нарушениями речи - формировать умение чётко и правильно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о впечатлениях из личного опыта. Для будущего ученика данный навык имеет важное значение.

Активный словарь детей с речевыми нарушениями гораздо ниже возрастной нормы. Некоторые предметы дети не называют даже по предметным картинкам, однако понимают их смысл. Названия части предмета, обобщают названием целого предмета (забор-калитка) или глаголом. Также происходят замены слов, похожих по ситуативным или внешним признакам (подходит-обходит).

В лексике мало обобщающих понятий, почти отсутствуют слова с противоположным значением, недостаточно синонимов. Например, говоря о величине предмета, дошкольники с нарушениями речи, часто употребляют только два понятия: большой и маленький. Этими словами дети обозначают и другие понятия: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Не исключены ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными («много стулов, вёдров»; «домы», «стулы», …). Всегда наблюдаются аграмматизмы в употреблении предлогов: пропуски, замена предлогов.

Добиться устранения таких лексико-грамматических нарушений речи возможно, при помощи специальных упражнений.

Для полноценного развития ребёнка необходимо создание мотивации общения, формирования коммуникативных навыков: желание общаться, поделиться впечатлениями из своей жизни. Для этого нужно, чтобы ребёнка окружало благоприятное речевое окружение, хорошее эмоциональное настроение.

Упражнения по развитию речи помогают ребёнку вслушиваться в звучащую речь, развивают умение грамматически правильно строить фразы; активизируют мыслительную деятельность, дают возможность ребёнку понять и активизировать в лексике термины «звук», «слово», «предложение».

Для поддержания интереса к звучащему слову, обогащать и активизировать лексический запас, предлагаю выполнять следующие упражнения:

Упражнения с существительными.

Ребёнку показываются картинки. Необходимо придумать для них подходящее название из одного слова («Снегопад», «Весна», «Парк»).

Затем для двух картинок придумываем одно название («Друзья», «Игра»).

Демонстрируется игрушечный мишка. Ребёнок должен назвать по-разному эту игрушку. (Мишка, Мишутка, Мишенька и т.д.)

Придумай названия игрушек, в названиях которых слышится звук [Л]. (лошадка, юла, кукла, скакалка).

Упражнение с глаголами.

«Подбери признак». Что умеет делать собака? (Лаять, сторожить, лежать, ласкаться, защищать).

Что умеет делать машина? (Ехать, разгоняться, тормозить, стоять, мчаться, гнать).

Эти упражнения помогают активизировать предикативный (глагольный) словарь ребёнка, закрепить действия того или иного предмета. Правильно выполненное упражнение, достаточное количество подобранных слов вызывают у дошкольника положительные эмоции, желание продолжить игру.

Упражнения с прилагательными

Предложить ребёнку включить фантазию и предположить, о чём можно сказать, употребляя слова: желтая (звезда, шапка), жёлтый (цыплёнок, лимон, банан, кубик), жёлтое (солнце, платье), аналогичное с другими прилагательными.

Какими словами можно сказать про цветок? (пахучий, нежный. колючий, живой); какое может быть настроение? (скучное, весёлое, радостное, унылое, игривое и т.д.)

Как можно сказать о человеке, получившем подарок? Какой он? (Радостный, довольный, счастливый, весёлый).

Упражнения с наречиями

Например, рассматривая иллюстрации или энциклопедии, можно уточнить у ребёнка: Как гонится леопард за своей добычей? (Быстро, стремительно, молниеносно), как двигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

Как люди празднуют Новый год? (Радостно, шумно, весело).

Упражнение на подбор однокоренных слов

Взрослый предлагает придумать: в каких словах "спряталось" слово "вода" (водяной, водолаз, Водяной, водный), рыба (рыбный, рыбацкий, рыболов, рыбёшка, рыбка)?

Упражнение на сравнение предметов, нахождение общих свойств предметов.

Показать предметную картинку и спросить: на что похож квадрат? (На крышку стола, на подушку, на окно).

На что похож шар? (на мяч, яблоко, глобус).

Продолжи предложение: желтый, как…; сильный, как…