Новости
Брошюра для родителей «Расскажем детям о войне»
30
января
2020
Подготовили:
Заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ д/с № 15
Капранова Евгения Николаевна
Воспитатель МБДОУ д/с № 15
Прядка Ольга Андреевна
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать жестокой правдой
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память
к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне.
Н.Верб
Пояснительная записка
Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
Дошкольники – самые чувствительные для серьёзного воспитательного разговора слушатели. Разум просыпается, душа – открыта и чиста. Самое время рассказать и познакомить с героическим прошлым нашей страны, нашей малой Родины. Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа - неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.
Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте о войне ему сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования.
Можно прочитать как целые произведения, так и отрывки из книг о Великой Отечественной войне. Читайте и учите наизусть стихотворения о войне. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга...
Пересмотрите семейные фото. Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма с фронта, расскажите их историю. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например А. Маресьев, З. Космодемьянская, Д. Карбышев, и многие другие. Расскажите о герое вашего края. Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-нибудь подвиг. Поговорите об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.
Смотрите вместе фильмы о войне. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Эти фильмы очень хорошо передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать четыре года тяжёлой битвы. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость, плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.
Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. Поразмышляйте о смысле пословиц и поговорок о мире и войне. Детям будут очень интересны мультфильмы на военную тематику. Посмотрите мультимедийную версию истории войны, презентации о войне. Послушайте военно-патриотические песни.
Следующим этапом может стать общение с ветеранами. Постарайтесь их найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно относиться к ним. Проведите предварительную беседу. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. Сделайте с детьми открытку или поделку, которую можно подарить участнику войны. Делая подарок своими руками, ребенок еще больше проникнется атмосферой праздника.
Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите концерты военных песен, театральные постановки. Посетите с ребёнком памятные места, мемориалы, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата и т.д. Возложите цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии, увековеченные на каменных плитах. Попробуйте отыскать однофамильцев. Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём? Сохранить память о них, об их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них сделать.
Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и вспоминать не только 9мая!
Рекомендуемый список книг
- Алексеев С. П. «Богатырские фамилии»
- Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»
- Алексеев С. П. «Рассказы о полководцах»
- Браун Ж. «Юта Бондаревская»
- Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»
- Драгунский В. Ю. «Арбузный переулок»
- Кассиль Л. А. «Дорогие мои мальчишки»
- Кассиль Л. А. «Огнеопасный груз»
- Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»
- Кассиль Л. А. «Твои защитники»
- Кассиль Л. А. «У классной доски»
- Кассиль Л. А. «Черемыш – брат героя»
- Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. «Володя Дубинин»
- Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына»
- Катаев В. «Сын полка»
- Корольков Ю. «Валя Котик»
- Корольков Ю. «Зина Портнова»
- Корольков Ю. «Лёня Голиков»
- Корольков Ю. «Марат Казей»
- Лавренев Б. «Разведчик Вихров»
- Митяев А. «Гвардии медвежонок»
- Митяев А. «Иван и фрицы»
- Митяев А. «Куриная слепота»
- Митяев А. «Лошади»
- Митяев А. «Мешок овсянки»
- Митяев А. «Носов и Назе»
- Митяев А. «Отпуск на четыре часа»
- Митяев А. «Серьги для ослика»
- Митяев А. «Теплый «язык»
- Митяев А. «Тимофей Беспраздничный»
- Митяев А. «Треугольное письмо»
- Митяев А. «Шестой – неполный»
- Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»
- Осеева В. А. «Васек Трубачев и его товарищи»
- Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»
- Симонов К. «Сын артиллериста»
- Соколовский А. А. «Валерий Волков»
- Суворина Е. И. «Витя Коробков»
- Туричин И. «Крайний случай»
- Яковлев Ю. Я. «Как Серёжа на войну ходил»
- Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»
- Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея» и т.д.
Методические рекомендации по обсуждению прочитанного произведения
Медицинское задание. Рассказ из книги
Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»
Вопросы по произведению:
- Действительно ли медицинским было Галино задание?
- Важное ли дело делала Галя?
- Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?
- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве. Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города»
Вопросы по произведению:
- Знаете ли вы, кто такие беженцы?
- Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?
- Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?
- Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?
- Какие эмоции вызвал рассказ?
Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»
Вопросы по произведению:
- Зачем мальчик следил за фашистами?
- Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?
- Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?
- Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?
- Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?
- Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров героев?
- Какие еще произведения о подвигах детей во время Великой Отечественной войны вы знаете?
- Какие эмоции вызвал рассказ?
Кассиль Л. А. «У классной доски»
Вопросы по произведению:
- Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
- Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?
- Что хотели от ребят фашисты?
- Кто такие партизаны?
- Почему именно к детям обратились фашисты?
- Как вела себя Ксения Андреевна?
- А ребята?
- Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?
- Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?
- Какой момент вам показался самым напряжённым?
- Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
- Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
- Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?
- Как мирное население помогало красноармейцам?
- Какие эмоции вызвал рассказ? Митяев А. «Мешок овсянки»
Вопросы по произведению:
- Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?
- Почему все-таки отдали мешок?
- Почему рыжий, не поделился овсянкой с голодными солдатами?
- Почему санитар не ел овсянку сам?
- Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?
- Как собаки помогают людям в мирное время?
Митяев А. «Серьги для ослика»
Вопросы по произведению:
- Как ослик появился у бойцов?
- Как ослик помогал солдатам?
- Что случилось с Яшей?
- Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?
- Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?
- Можно ли назвать ослика героем? Почему?
- Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?
- Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?
Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея»
Вопросы по произведению:
- Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?
- Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?
- Нужно ли хранить память об этих событиях?
- Какая фраза рассказа является ключевой?
- Что имел в виду автор?
- Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?
Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»
Вопросы по произведению:
- Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?
- Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?
- За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?
- Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?
- Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?
- Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?
- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Рекомендуемый список фильмов
- «Небесный тихоход»
- «Сын полка»
- «Мальчишки»
- «Освобождение»
- «В бой идут одни старики»
- «А зори здесь тихие»
- «Журавли»
- «Максим Перепелица»
- «Офицеры»
- «Иваново детство»
- «Два бойца»
- «Они сражались за родину»
- «Судьба человека»
- «Отец солдата»
- «Звезда»
- «Аты-баты, шли солдаты»
- «Пятерка отважных»
- «Соленая река детства»
- «Василий Теркин»
- «Васек Трубачев и его команда» и т.д.
Рекомендуемый список стихотворений
- Барто А. «В дни войны»
- Берестов В. «Мужчина»
- Карпров И. «Мальчики»
- Михалков С. «Детский ботинок, Десятилетний человек»
- Маршак С. «Не» и «ни»
- Благинина Е. «Шинель»
- Берестов В. «Мужчина»
- Степанов В. «Приходят к дедушке друзья»
- Сурков А. «Красоту, что дарит нам природа...»
- Маршак С. «Мальчик из села Поповки»
- Косовицкий В. «Будущий мужчина»
- Садовский М. «Все мы моряки»
- Грошева И. «Будущим защитникам»
- Леонид К. «Сын лётчика»
- Александрова Е. «Будущим защитникам Отечества»
- Маршалова Т. «День Победы»
- Иванова Н. «Говорит Москва!»
- Асеева И. «День победы»
Рекомендуемый список песен
- «Вставай страна огромная» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
- «Одинокая гармонь» (муз.Б. Мокроусова)
- «Весна 45 года» (сл. А. Пахмутовой, муз. Е. Долмотовского)
- «День победы» (муз. Д. Тухманов, сл. Г. Харитонова)
- «Хотят ли русские войны» (сл. Евтушенко Е., муз. Колмановский Э.)
- «Журавли» (сл.Гамзатов Р., муз. Френкель Я.)
- «Обелиск» (сл. Изместьева С., муз. Зонова Р.)
- «Катюша» (сл. Исаковского М., муз. БлантераМ.)
- «Прощание Славянки» (сл. Лазарев В., муз. Агапкин В.)
- «Вечер на рейде» (сл. Чуркина А, муз., Соловьёва-Седого В.)
- «Синий платочек» (сл. Галицкого Я., муз. Петерсбурского Е.)
- «Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского)
- «Дорога на Берлин» (сл. Е. Долматовского, муз.М. Фрадкина)
- «Три танкиста» (сл. Б. Ласкина, муз. Дан.иДм. Покрасс)
- «Россия» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз.Н. Богословского) и т.д
О войне, естественно, нельзя рассказать ребенку за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Пусть ваши дети знают и помнят о тех горестных годах и о людях, отдавших свои жизни ради мирного неба над их головами. Ведь человек, не помнящий прошлого, не имеет и будущего.
Литература, источники:
- Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина»
- Казаков А.П. «Детям о великой победе»
- Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу»
- musical-sad.ru
- detsad.narod.ru
- nsportal.ru
- maaam.ru