Новости

Брошюра для родителей «Расскажем детям о войне»

30

января

2020

 

Подготовили:

Заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ д/с № 15

Капранова Евгения Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с № 15

Прядка Ольга Андреевна

 

 

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память

к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне.

Н.Верб

 

 

Пояснительная записка

 

Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Совсем не важно, как это называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, но детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

 

Дошкольники – самые чувствительные для серьёзного воспитательного разговора слушатели. Разум просыпается, душа – открыта и чиста. Самое время рассказать и познакомить с героическим прошлым нашей страны, нашей малой Родины. Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа - неотъемлемая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен.

 

Читайте детям рассказы и повести о войне. Даже если ребенок уже умеет читать, прочитайте о войне ему сами. Делайте ударения на особо важных моментах. Иногда отрывайтесь от чтения, чтобы спросить о том, что он чувствует, как видит и понимает читаемое событие, или что, по мнению малыша, переживают в этот момент герои повествования.

 

Можно прочитать как целые произведения, так и отрывки из книг о Великой Отечественной войне. Читайте и учите наизусть стихотворения о войне. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга...

 

Пересмотрите семейные фото. Расскажите вашему ребёнку о его предках, воевавших на войне. Найдите старые фотографии, письма с фронта, расскажите их историю. Если это невозможно сделать, тогда расскажите о подвигах Героев войны. Например А. Маресьев, З. Космодемьянская, Д. Карбышев, и многие другие. Расскажите о герое вашего края. Покажите его фотографии, скачайте в интернете или найдите в литературе его биографию. Посетите памятник герою. Расскажите о подвигах юных героев. Обязательно оговаривайте возраст юных солдат. Вашему ребёнку будет очень интересно, потому как все дети мечтают совершить какой-нибудь подвиг. Поговорите об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем.

 

Смотрите вместе фильмы о войне. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Эти фильмы очень хорошо передают характер людей, которые сражались за Родину, тот патриотизм, который помог выдержать четыре года тяжёлой битвы. Сопереживайте героям. Обсуждайте смелость и отвагу, и подчеркивайте, что подлость и жестокость, плохие качества. Об этом с современными детьми надо говорить много. Они должны понимать, что нельзя унижать человеческое достоинство, избивать, убивать, предавать.

 

Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. Поразмышляйте о смысле пословиц и поговорок о мире и войне. Детям будут очень интересны мультфильмы на военную тематику. Посмотрите мультимедийную версию истории войны, презентации о войне. Послушайте военно-патриотические песни.

 

Следующим этапом может стать общение с ветеранами. Постарайтесь их найти среди знакомых, друзей, соседей. Организуйте встречу с ними. Научите ребёнка уважительно относиться к ним. Проведите предварительную беседу. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. Сделайте с детьми открытку или поделку, которую можно подарить участнику войны. Делая подарок своими руками, ребенок еще больше проникнется атмосферой праздника.

 

Обязательно посещайте праздники посвященные Дню Победы в детских садах, школах. Посмотрите концерты военных песен, театральные постановки. Посетите с ребёнком памятные места, мемориалы, Братские могилы, могилу Неизвестного солдата и т.д. Возложите цветы к Вечному огню. Внимательно рассмотрите фамилии, увековеченные на каменных плитах. Попробуйте отыскать однофамильцев. Неоценим подвиг наших предков в той страшной войне, и мы должны быть благодарны им за это. Но в чем заключается наша благодарность? Чем мы можем отблагодарить их за мир, в котором живём? Сохранить память о них, об их подвигах и героизме. Вот единственное, что мы можем для них сделать.

 

Воспитать будущее поколение, учить их помнить, чтить память погибших в той битве и вспоминать не только 9мая!

 

Рекомендуемый список книг

 

- Алексеев С. П. «Богатырские фамилии»

- Алексеев С. П. «Рассказы о Великой Отечественной войне»

- Алексеев С. П. «Рассказы о полководцах»

- Браун Ж. «Юта Бондаревская»

- Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»

- Драгунский В. Ю. «Арбузный переулок»

- Кассиль Л. А. «Дорогие мои мальчишки»

- Кассиль Л. А. «Огнеопасный груз»

- Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»

- Кассиль Л. А. «Твои защитники»

- Кассиль Л. А. «У классной доски»

- Кассиль Л. А. «Черемыш – брат героя»

- Кассиль Л. А., Поляновский Л. М. «Володя Дубинин»

- Кассиль Л. А., Поляновский М. Л. «Улица младшего сына»

- Катаев В. «Сын полка»

- Корольков Ю. «Валя Котик»

- Корольков Ю. «Зина Портнова»

- Корольков Ю. «Лёня Голиков»

- Корольков Ю. «Марат Казей»

- Лавренев Б. «Разведчик Вихров»

- Митяев А. «Гвардии медвежонок»

- Митяев А. «Иван и фрицы»

- Митяев А. «Куриная слепота»

- Митяев А. «Лошади»

- Митяев А. «Мешок овсянки»

- Митяев А. «Носов и Назе»

- Митяев А. «Отпуск на четыре часа»

- Митяев А. «Серьги для ослика»

- Митяев А. «Теплый «язык»

- Митяев А. «Тимофей Беспраздничный»

- Митяев А. «Треугольное письмо»

- Митяев А. «Шестой – неполный»

- Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»

- Осеева В. А. «Васек Трубачев и его товарищи»

- Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»

- Симонов К. «Сын артиллериста»

- Соколовский А. А. «Валерий Волков»

- Суворина Е. И. «Витя Коробков»

- Туричин И. «Крайний случай»

- Яковлев Ю. Я. «Как Серёжа на войну ходил»

- Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»

- Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея» и т.д.

 

Методические рекомендации по обсуждению прочитанного произведения

Медицинское задание. Рассказ из книги

Алексеева С. П. «Богатырские фамилии»

 

Вопросы по произведению:

  1. Действительно ли медицинским было Галино задание?
  2. Важное ли дело делала Галя?
  3. Какую роль выполняли женщины во время Великой Отечественной войны?
  4. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

 

Как девочка в синем капоре появилась в селе Нечаеве.  Глава из книги Воронковой Л.Ф. «Девочка из города»

 

Вопросы по произведению:

  1. Знаете ли вы, кто такие беженцы?
  2. Почему девочка отправилась в дорогу с чужими женщинами?
  3. Почему женщина из села решила оставить Валю у себя?
  4. Какая жизнь была в тыловой деревне во время войны?
  5. Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Кассиль Л. А. «Рассказ об отсутствующем»

 

Вопросы по произведению:

  1. Зачем мальчик следил за фашистами?
  2. Почему мальчик бросился бежать, встретившись с фашистами?
  3. Почему разведчик не спас мальчика, не отомстил врагам?
  4. Почему награжденный решил рассказать эту историю всем собравшимся?
  5. Почему герои войны встали, когда услышали историю награжденного?
  6. Знаете ли вы имена и истории кого-то из пионеров героев?
  7. Какие еще произведения о подвигах детей во время Великой Отечественной войны вы знаете?
  8. Какие эмоции вызвал рассказ?

 

Кассиль Л. А. «У классной доски»

 

Вопросы по произведению:

  1. Для чего во дворе школы была вырыта траншея?
  2. Почему и дети, и взрослые относятся к учительнице Ксении Андреевне со столь большим уважением?
  3. Что хотели от ребят фашисты?
  4. Кто такие партизаны?
  5. Почему именно к детям обратились фашисты?
  6. Как вела себя Ксения Андреевна?
  7. А ребята?
  8. Что подумала учительница, когда узнала, что Рожков хочет рассказать о партизанах врагам?
  9. Что вы можете сказать о поступке Кости Рожкова?
  10. Какой момент вам показался самым напряжённым?
  11. Можно ли поступки героев назвать подвигом? Почему?
  12. Какие черты характера присущи главным героям рассказа?
  13. Какую роль выполняли дети и женщины, когда мужчины были на фронте?
  14. Как мирное население помогало красноармейцам?
  15. Какие эмоции вызвал рассказ? Митяев А. «Мешок овсянки»

 

Вопросы по произведению:

  1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?
  2. Почему все-таки отдали мешок?
  3. Почему рыжий, не поделился овсянкой с голодными солдатами?
  4. Почему санитар не ел овсянку сам?
  5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?
  6. Как собаки помогают людям в мирное время?

 

Митяев А. «Серьги для ослика»

 

Вопросы по произведению:

  1. Как ослик появился у бойцов?
  2. Как ослик помогал солдатам?
  3. Что случилось с Яшей?
  4. Почему ослик раненый все же пошел за водой, хоть его уже накормили?
  5. Как относились к Яше бойцы-пехотинцы?
  6. Можно ли назвать ослика героем? Почему?
  7. Зачем солдаты вдели Яше в уши серьги?
  8. Знаете ли вы еще какие-нибудь истории о животных, помогавших нашим солдатам в Великой Отечественной войне?

 

Яковлев Ю. Я. «Где стояла батарея»

 

Вопросы по произведению:

  1. Почему автор после окончания войны продолжал ориентироваться в Москве по расположению уже не существующих батарей?
  2. Почему мальчик не понял, о чем его спрашивал автор? Значит ли это, что мы так привыкли к мирной жизни, что уже забыли о войне?
  3. Нужно ли хранить память об этих событиях?
  4. Какая фраза рассказа является ключевой?
  5. Что имел в виду автор?
  6. Знаете ли вы о солдатах, которые ушли на фронт из вашей школы, с вашей улицы, из вашего района, вашего населенного пункта?

 

Яковлев Ю. Я. «Девочки с Васильевского острова»

 

Вопросы по произведению:

  1. Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?
  2. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?
  3. За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?
  4. Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?
  5. Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?
  6. Слышали ли вы раньше о Тане Савичевой?
  7. Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
  8. Какое впечатление произвел на вас рассказ?

 

Рекомендуемый список фильмов

- «Небесный тихоход»

- «Сын полка»

- «Мальчишки»

- «Освобождение»

- «В бой идут одни старики»

- «А зори здесь тихие»

- «Журавли»

- «Максим Перепелица»

- «Офицеры»

- «Иваново детство»

- «Два бойца»

- «Они сражались за родину»

- «Судьба человека»

- «Отец солдата»

- «Звезда»

- «Аты-баты, шли солдаты»

- «Пятерка отважных»

- «Соленая река детства»

- «Василий Теркин»

- «Васек Трубачев и его команда» и т.д.

 

Рекомендуемый список стихотворений

- Барто А. «В дни войны»

- Берестов В. «Мужчина»

- Карпров И. «Мальчики»

- Михалков С. «Детский ботинок, Десятилетний человек»

- Маршак С. «Не» и «ни»

- Благинина Е. «Шинель»

- Берестов В. «Мужчина»

- Степанов В. «Приходят к дедушке друзья»

- Сурков А. «Красоту, что дарит нам природа...»

- Маршак С. «Мальчик из села Поповки»

- Косовицкий В. «Будущий мужчина»

- Садовский М. «Все мы моряки»

- Грошева И. «Будущим защитникам»

- Леонид К. «Сын лётчика»

- Александрова Е. «Будущим защитникам Отечества»

- Маршалова Т. «День Победы»

- Иванова Н. «Говорит Москва!»

- Асеева И. «День победы»

 

Рекомендуемый список песен

- «Вставай страна огромная» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

- «Одинокая гармонь» (муз.Б. Мокроусова)

- «Весна 45 года» (сл. А. Пахмутовой, муз. Е. Долмотовского)

- «День победы» (муз. Д. Тухманов, сл. Г. Харитонова)

- «Хотят ли русские войны» (сл. Евтушенко Е., муз. Колмановский Э.)

- «Журавли» (сл.Гамзатов Р., муз. Френкель Я.)

- «Обелиск» (сл. Изместьева С., муз. Зонова Р.)

- «Катюша» (сл. Исаковского М., муз. БлантераМ.)

- «Прощание Славянки» (сл. Лазарев В., муз. Агапкин В.)

- «Вечер на рейде» (сл. Чуркина А, муз., Соловьёва-Седого В.)

- «Синий платочек» (сл. Галицкого Я., муз. Петерсбурского Е.)

- «Темная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского)

- «Дорога на Берлин» (сл. Е. Долматовского, муз.М. Фрадкина)

- «Три танкиста» (сл. Б. Ласкина, муз. Дан.иДм. Покрасс)

- «Россия» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз.Н. Богословского) и т.д

 

О войне, естественно, нельзя рассказать ребенку за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Пусть ваши дети знают и помнят о тех горестных годах и о людях, отдавших свои жизни ради мирного неба над их головами. Ведь человек, не помнящий прошлого, не имеет и будущего.

 

Литература, источники:

  1. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
  2. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина»
  3. Казаков А.П. «Детям о великой победе»
  4. Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу»
  5. musical-sad.ru
  6. detsad.narod.ru
  7. nsportal.ru
  8. maaam.ru