Новости

Консультация для родителей «Игры с песком или песочная терапия»

27

ноября

2020

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с № 15

Галькив Е.А.

    

В настоящее время значительно возрос интерес к занятиям с детьми  с использованием песка. И это не случайно, при взаимодействии с песком ребенок учится проявлять чудеса фантазии и одновременно с этим происходит процесс развития самосознания. Казалось бы все просто, но именно это просто хранит уникальную «Тайну бытия». Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает равновесия во внутреннем пространстве, уменьшается доля тревоги и страха.                                                                                                                                                     

 

В песочных картинах есть важнейший ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к игре с песком. Однако уделяя внимание песочной терапии, не будем забывать о мощных ресурсах для корекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. Именно песок создает дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

 

Как  должен вести себя  взрослый во время совместных игр с песком?

 

  1. Присоединение к ребенку:

Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Понять ребенка и его проблемы, почувствовать ритм песочной картины, ощутив  неповторимый образный строй картины -  все это входит в понятие присоединения.

  1. Искренняя заинтересованность:

Рассматривая картину ребенка, взрослый проявляет любопытство путешественника, которому интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок.

  1. Строгое следование общечеловеческой этике:

Взрослый не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное мнение. Внутренний мир ребенка хрупок и только строгое соблюдение этического кодекса могут защитить ребенка  от психических травм.                                                                                                                                            

 

Общие условия организации песочной терапии:

 

Для организации песочной терапии потребуется: песочница, песок, вода, набор миниатюрных фигурок.                                                                                                                                                         

 

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубое дно. Таким образом, дно  символизирует воду. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие, кроме того «голубая песочница» являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии.

 

Пять шагов организации игрового процесса  

 

1 Демонстрация песочницы.  

Посмотри, наша песочница заполнена песком. У нее есть один секрет: если мы с тобой раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. А с помощью воды сухой песок легко превращается во влажный. Мы можем создать любой ландшафт: и горный, и холмистый, и равнинный, здесь все во власти нашей фантазии.

 

2 Демонстрация фигурок. 

Посмотри здесь много фигурок, мы можем их рассмотреть, подержать в руках.

 

3 Правила игры на песке: 

Очень часто задают вопрос: Как научить ребенка играть с песком аккуратно? Как запретить кидать песок в глаза товарищу? Как объяснить, что нельзя рушить созданное другим? Чтобы избежать нравоучений, надо познакомить ребенка с правилами и постоянно проговаривать их перед началом игры. Этот ритуал правил создается вместе с детьми.

 

Пример:    

Вредных нет детей в стране            

Ведь не место им в песке!       

Здесь нельзя кусаться, драться       

И в глаза песком кидаться!             

Стран чужих не разорять!              

Можно строить и чудить,            

Можно много сотворить:           

Горы, реки и моря,                            

Чтобы жизнь вокруг была.

 

В дальнейшем повторяя ритуал входа в страну песка, дети запоминают эти простые правила и игры проходят без происшествий.

 

4 Формулировка темы:

Это шаг осуществляет  сказочный герой песочной страны. Он задает тему игры, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и контролирует весь игровой процесс.

 

5 Завершение занятия. Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребята разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносятся слова благодарности сказочному герою песчаной страны, например:

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!