Новости

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

26

ноября

2021

Подготовила

воспитатель МБДОУ д/с №15

Коржова И.В.

Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.  

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. 

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Рисование и раскрашивание картинок – хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание – отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги – по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.

Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Переборка круп – насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Попросите ребенка искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Все пальчиковые игры и упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. 

"Сидит белка..." 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. (Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца)

"Дружба" 

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

 Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).  

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"), 

Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). 

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), 

В этот домик приглашаем ("дом").  

 «Тесто»
Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)
Мы пирог лепили (ладошки лепят)
Шлёп, шлёп, 
Шлёп, шлёп.
Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Необходимо соблюдать важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей

  • Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
  • Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
  • В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
  • Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
  • Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
  • Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
  • Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
  • Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
  • Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
  • И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!