Новости

Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы»

7

декабря

2021

Подготовила

старший воспитатель

Авдеева О.В.

Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни. 

Через художественную литературу дети с самого раннего возраста узнают о том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. С помощью произведений литературы развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям, радоваться и грустить вместе с ними.

Психологи считают, что чтение является основой на всех этапах формирования личности ребенка в социуме.

Поэтому важно не забывать об очень важной и доброй традиции, чтении в кругу семьи. Семейное чтение – это не просто способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. 

Особое внимание нужно обратить на отбор художественных произведений. Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка. Так, А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих рассказах защищают слабых и наказывают злых.

Сказка входит в жизнь детей с малых лет, сопровождает их на протяжении всего дошкольного детства. Психологи справедливо называют дошкольный возраст возрастом сказок. Для чтения целесообразно использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт немного времени. Но зато оно будет проведено с пользой.

Слушая сказку, ребёнок образно представляет картину событий, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать и поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение.

Ребёнок осмысливает поведение героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Подводя итог, можно сказать, что художественная литература должна чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности, добра и справедливости. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам многообразие человеческих характеров, сложность взаимоотношений между людьми, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.