Новости

Психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей к ДОУ

11

декабря

2020

Для успешной организации работы по адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения (воспитатель, педагог-психолог, медицинский работник, методист и т.д.) с привлечением семей воспитанников.

В первую очередь необходимо собрать сведения о ребенке, его семье. Для этого родителям выдаются анкеты, в которых они, отвечая на предложенные вопросы, дают характеристику своему ребенку. Далее сотрудники ДОУ анализируют собранные материалы, делают выводы об особенностях ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

После этого необходимо провести работу с семьей – дать рекомендации по подготовке ребенка к условиям ДОУ (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).

До приема детей в группу необходимо провести родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медицинский работник и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Общая задача воспитателей и родителей в этот период – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого обязательно нужна подготовительная работа в семье.

Наиболее оптимален вариант, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание, доброту).

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогают взрослые.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания ребенка к условиям ДОУ, является его домашний режим дня. Если в семье малыш спит, ест, гуляет в разное время, то он с трудом привыкнет к распорядку дня в группе. Несовпадение домашнего режима с режимом ДОУ может отрицательно повлиять на состояние ребенка.

Проводя беседы с родителями будущих дошколят, воспитатель должен рассказать им о закономерностях формирования навыков и привычек у детей, их последовательности. Педагог может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.

Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, для всего необходимо время. Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.

Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности, выбирая при этом разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, дидактические и подвижные игры, элементы устного народного творчества. Используются различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповом помещении, так и на свежем воздухе.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается знанием его психических и физических особенностей, с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. Также воспитателю необходимо согласовывать свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша.

Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми – одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

Одним из ведущих педагогических условий по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является организация игровой деятельности. Игра – это естественная жизнь детей (Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина). По мнению Д.Б. Эльконина, в игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

С первых дней знакомства с детским садом ребенок должен наблюдать, как играют взрослые совместно с детьми. У него должно создаться впечатление, что этот «чужой дом» создан для игры и игрушек. Это поможет установить эмоциональную связь ребенка со взрослыми и сверстниками в группе. Играя с детьми раннего возраста, необходимо ставить только простые, знакомые детям игровые цели, не вызывающие особых сложностей при их достижении. В данный момент важно не выполнение ими правильного игрового действия, а установление доброжелательного, доверительного отношения с воспитателями и детьми.

Чтобы адаптация прошла успешно, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же лучше засыпают дети с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Таким образом, доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. А также нельзя забывать и про культуру общения, тактичность и взаимопонимание.

Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.