Группы
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности в ДОУ»
24
января
2022
Подготовила
воспитатель МБДОУ д/с №15
Коржова.И.В.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, знающего историю и традиции своей малой Родины является развитие проектной деятельности в работе детского сада. Проектная деятельность позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Проектная деятельность по патриотическому воспитанию дополнительного образования для детей дошкольного возраста в рамках регионального компонента образовательной программы по патриотическому воспитанию
Проект: «С чего начинается Родина?» имеет следующие цели и задачи:
- Цель:
- формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
- Задачи:
- Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- Освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и краем.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Осуществление проектной деятельности по патриотическому воспитанию строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагога, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, которые реализуются в различных формах работы.
Проектная деятельность по формированию патриотизма идет в тесной связке со всеми образовательными областями. Например, в области «Художественно-эстетическое развитие» предполагаются беседы о народных промыслах, праздниках, беседы о творчестве русских художников с рассматриванием репродукций картин. Полученные знания, дети реализуют в продуктивной деятельности: лепке, декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», конструировании «Моя улица», «Герб моей семьи». Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учатся не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формируют умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнают историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомятся с его жителями. И, конечно же, у детей рождается чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видят и общаются с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские беседы, выставки, создание плакатов, газет. Интересным для детей и родителей стало задание создать Герб своей семьи и генеалогическое древо. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Проектная деятельность обеспечила благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в углубленном получении знаний о родном городе. Деятельность проекта создала условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок-ребёнок, ребёнок-педагог, ребёнок-родители, родители-педагог.
Проектная деятельность в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, познавать окружающий мир.
Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства гражданственности, патриотизма. Раскрывая дошкольникам на конкретных примерах быт, жизнь, искусство, труд людей, живущих в городе, можно расширять представление детей о родном крае, лучшее понимать его культуру, воспитывать чувство гордости за отчий дом, бережное отношение к нему и Родине.
В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:
- возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместной работы и мероприятий в ДОУ;
- установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического воспитания;
- изменится позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.