Группы
Консультация для родителей «Играем в слова»
17
октября
2020
Подготовила
воспитатель МБДОУ д/с № 15
Волкова О.В.
Развивая речь дошкольника, родители могут многого добиться в интеллектуальном воспитании своего ребенка. Уже давно доказано, что речь имеет большое значение для познания окружающего мира, получения необходимых знаний, полноценного общения с окружающими. Разумеется, для формирования речи необходимо развивать словарный запас.
В старшем дошкольном возрасте продолжается накопление детского словаря. Самое большое количество слов приходит в активный словарь именно в этом возрасте, увеличивается его качественное наполнение. В него начинают входить слова, которых не было на предыдущем возрастном этапе: обозначающие время, пространство, числительные, общественные события.
Одной из главных задач в этот период является пополнение словаря ребенка разными частями речи. Особенно важна интенсивная работа над прилагательными, так как они делают речь человека экспрессивной, то есть более эмоциональной. От родителей, в первую очередь, зависит, будет ли речь их ребенка богатой или так и останется примитивной.
Не секрет, что ведущая деятельность ребёнка – это игра. Поэтому наиболее эффективным средством для обогащения и расширения детского словаря всегда были и остаются игры и упражнения, так как именно они помогают решить многие вопросы воспитания детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста предлагает много интересных и разнообразных заданий для дошкольников.Подбирая игры по развитию речи исходите из своих возможностей, возраста, психологических особенностей ребенка и ситуации, в которой находится семья с дошкольником.
В данной консультации предложены дидактические словесные игры по обогащению словарного запаса ребёнка. Играйте живо, заинтересованно! Играйте на улице и дома! Успехов в воспитании ваших детей!
Играем на улице:
- Какая сегодня погода?
- Какая бывает погода на улице?
(Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая).
- Растительный мир твоей улицы.
Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.
- Названия каких деревьев ты знаешь?
(Берёза, осина, дуб, клён, ясень, липа, ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь).
(Фруктовые: яблоня, груша, слива, вишня).
- Название каких кустарников ты знаешь?
(Калина, боярышник, шиповник, орешник, крыжовник, малина, смородина, черёмуха).
- Какие листья бывают?
(Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые, широкие, толстые, зелёные, светло-зелёные, пятнистые, тёмно-зелёные, красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые).
- Каких птиц ты можешь встретить (знаешь)?
(Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка, трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж).
- Каких рыб ты знаешь?
(Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала, карась, лещ, судак).
- Что мы видим в витринах магазина?
Какие названия магазинов ты знаешь?
- Какие машины мы видим на улице?
Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые;грузовые;специальные;транспорт пассажирский.
- Из каких частей состоит машина?
- Какие бывают дороги?
(Асфальтированные, земляные, песчаные, прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские).
Играем везде:
- «Скажи наоборот» - важная игра на формирование логического мышления:
Высокий - низкий
тяжелый - лёгкий
быстрый - медленный
весёлый - грустный
жарко - холодно
добро - зло
гладкий - шершавый
кривой - прямой
богач - бедняк
больной - здоровый
ребёнок - взрослый
смелый - трусливый
друг - враг
смеяться - плакать
- «Кто летает - что летает?» - перечислить птиц и насекомых.
(Самолёт, вертолёт, аэроплан, воздушный шар, тополиный пух, снег, аэростат).
- «Кто плавает - что плавает?» - перечислить рыб, птиц, животных, включая человека.
(Пароход, теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ, пирога).
- «Кто ползает - кто ходит?»
(Пресмыкающиеся: крокодил, черепаха, змея, ящерица, хамелеон.
Насекомые: муха, гусеница, пчела, оса; черви.
Животные, птицы, человек).
- «Он какой может быть?» - существительные мужского рода. (Помидор-зелёный, красный, жёлтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый, тухлый, сочный…).
«Она какая может быть?» - существительные женского рода.
(Машина, роза, туча, погода).
- «Оно какое может быть?» - существительные среднего рода.
(Море, яблоко, небо, пальто).
- «Кому что нужно для работы?»
(Врачу - градусник, тонометр, шприц, шпатель.
Учителю - доска, мел, учебники, тетради, ручки, класс, карты.
Художнику - мольберт, краски, кисточки, карандаши, бумага.
Парикмахеру - расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва.
Продавцу - магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки.
Повару - кастрюли, плита, продукты).
- «Каждой вещи своё место», «Что где?»
(Книги - в книжном шкафу, на полке;
бельё - в шкафу…).