Специалисты
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в саду и дома»
28
декабря
2020
Подготовила
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 15
Меняйленко Л.Н.
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения.
Логоритмика – это как раз собрание таких приёмов, способов и методов для здорового развития и воспитания детей.
Стоит обратить особое внимание на часто болеющих детей и детей, имеющих речевые нарушения. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются: укреплять физиологическое дыхание детей. Я на музыкальных занятиях использую много игр и упражнений для развития дыхания. Хочу поделиться с вами, дорогие родители, некоторыми из них.
Укрепление физиологического дыхания детей. Дыхание у детей частое и поверхностное, преобладает диафрагмальное дыхание, оно требует преодоления сопротивления органов брюшной полости. С этой целью следует формировать ощущение дыхания «в живот», научить чувствовать движение стенки живота.
Тренировка силы вдоха и выдоха
Пример: Игра с ладошкой: Я тебя потолкаю (короткий выдох). Я тебя приласкаю (длинный выдох). «Собачка» (Большая и маленькая собачка). «Пёрышко, лети»- сильный плавный выдох.
Формировка правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох)
Пример: «Воротики или Паровозик» (глубокий вдох через нос – «воротики открылись», паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» - закрыли воротики.)
«Воздушный шарик» (резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или «отпустить мышцы» живота. При вдохе живот надувается как шарик.)
Развитие продолжительного вдоха и выдоха
Пример: нюхаем цветок, затем выдох «пахнет».
Пальчиковая гимнастика.
Выполняя её, дети развивают речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.
Она развивает умение малыша подражать нам, взрослым… учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать… повышает речевую активность, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти.
С помощью пальчиковых игр также можно развивать фантазию и воображение.
В процессе выполнения таких упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Пример: «Семья», «Встреча» (встретились 2 котёнка, мяу-мяу; встретились 2 щенка, ав-ав; встретились 2 лошадки, иго-го; встретились 2 гуся, га-га; встретились 2 быка, му-му, вот какие у меня рога).
Игровой массаж
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение детей простейшим массажным приемам лучше всего происходит в игре.
Примеры:
1). Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
Ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз.
2). Портной всё шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать!
Нажимаем указательным пальцем – «колем».
Расслабляющие упражнения (релаксация) обычно проводятся в конце занятия и приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок.
В настоящий момент времени нет подробного описания специального комплекса расслабляющих упражнений, которые могли бы проводиться в любых условиях логопедами, врачами, воспитателями и родителями с детьми.
Пример: «На морском берегу», «В лесу» (ароматерапия пихтовое масло в комплексе с движениями)
Почему расслабление так необходимо? Состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек возбужден, его мышцы чрезмерно напрягаются. Например, в гневе люди могут сжимать кулаки; раздражаясь, быстро постукивать ногой или невольно ломают подвернувшийся предмет. От напряженных мышц в центральную нервную систему постоянно идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя.
Уважаемые родители, играйте с детьми в полезные игры, чтобы они меньше времени проводили у телевизоров и компьютеров, будьте нашими соратниками и помощниками в борьбе за здоровье наших детей!