Специалисты
Консультация для родителей «Детские страхи»
24
октября
2022
Подготовила:
педагог-психолог МБДОУ д/с № 15
Поскотинова И.Г.
Опыт работы психолога с родителями показывает, что одна из частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи. Детские страхи больше обусловлены эмоциями, развивающимся воображением и во многом носят преходящий характер. В дошкольном возрасте страхи можно поделить на так называемые возрастные страхи и невротические страхи.
Возрастные страхи проходят с возрастом ребенка, эмоционально они не очень выражены, не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка, достаточно легко поддаются коррекции и самокоррекции. При возрастных страхах от родителей требуется лишь правильное обращение с ребенком и небольшая помощь. Невротические страхи не проходят с возрастом ребенка, они очень выражены эмоционально, оказывают неблагоприятное влияния на формирование личности ребенка (ребенок становится неуверенным, тревожным и мнительным, могут присутствовать и другие выраженные нервно-психические нарушения), требуют психологического и психотерапевтического вмешательства.
Какие же возрастные страхи чаще всего бывают?
До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время: «Что это?», «Кто это?». Так малыш узнает не только, кто есть кто и что, но и опасные или безопасны эти «кто» и «что».
С двух до трех лет ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу и т.д.), темного времени суток (вечером, ночью, поздно-поздно).
От трех до четырех лет с вопросов «почему» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.
К пяти годам ребенок выходит на вопрос «что будет?» и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира. Возникают вопросы: «А я не умру?», «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.
Перечисленные страхи носят временный, преходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую его особенность психики. Вас даже должно больше волновать, если ребенок слишком бесстрашен и возрастные страхи ему не свойственны, потому что для нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен.
Следует учитывать, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.
Причины невротических страхов:
- Особенности психики ребенка. Чувствительные, впечатлительные, повышенно самолюбивые дети чаще подвержены страхам.
- Травмирующее событие (укусила собака, застрял в лифте, испугал незнакомый человек и т.д.).
- Запугивание родителями в воспитательных целях.
- Гиперопека со стороны родителей. Родители излишне опекают, оберегают ребенка от того, что кажется страшным им самим. Когда ребенка излишне опекают, он чувствует себя маленьким и слабым.
- Непринятие ребенка таким, каков он есть, нетерпимость к его слабостям и недостаткам.
- Несоответствие требований и ожиданий родителей способностям и потребностям ребенка.
- Противоречивое воспитание, несогласованность требований между родителями.
- Авторитарное воспитание, чрезмерная требовательность со стороны родителей.
- Излишняя мягкость, нерешительность, вседозволенность со стороны родителей. Ребенок не чувствует опору со стороны ближайшего окружения.
- Конфликты в семье.
- Повышенная тревожность родителей, особенно матери.
- В поведении родителей проявляются их собственные комплексы, связанные со страхом быть хуже других. Ребенок усваивает ролевое поведение.
- Страх может быть признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения собственной ненужности и т.д.
- Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, то у ребенка может развиться страх не соответствовать ожиданиям.
- Родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы возрастные страхи у ребенка не проходили («носитель симптома»).
Рекомендации по преодолению страхов:
- Ни в коем случае не высмеивать и не стыдить ребенка за страх.
- Побуждать ребенка рассказывать о своих страхах, рисовать их, лепить из пластилина, разыгрывать с помощью кукол. Стараться при этом найти что-нибудь смешное в рисунках, придумать смешные повороты сюжета в проигрывании с помощью кукол. Особенно это касается страшных снов. Необходимо с помощью рисунка, игры увести от точного воспроизведения сна к более благополучному исходу. Рисуя, старайтесь переделать рисунок так, чтобы появились какие-то слабые или смешные стороны.
- Рассказывать ребенку (особенно хорошо, если это делает папа) о своих детских страхах. Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее.
- Важно с одной стороны сопереживать ребенку, а с другой – не зацикливаться на его переживаниях, стараться перевести обсуждение страха в игровую стихию, вызвать у ребенка смех.
- Наберитесь терпения, не ждите быстрых результатов. При этом, не торопя ребенка, усиленно внушайте ему, что он уже многое преодолел, что он боится уже меньше, и вы это видите.
- Любую, даже самую незначительную победу ребенка над страхом отмечайте как огромное достижение, успех.
- При страхе темноты обязательно оставлять включенным свет. Делать это до тех пор, пока этот страх не будет полностью преодолен. Не прекращайте прогулок с ребенком на улице с наступлением темноты. Поиграйте с ребенком вместе в полуосвещенной комнате с приоткрытой дверью. Можно при этом использовать фонарик.
- Необходимо направить богатое воображение ребенка в безболезненное русло, развивая в нем творческие способности.
- Если боится монстров, чудищ и т.д., исключить из просмотра фильмы, где он может что-то подобное увидеть.
- Иногда страх монстров, чудищ маскирует боязнь слишком строгих родителей.
- Побуждать ребенка побольше двигаться, особенно бегать.
- Расширять круг общения ребенка.
- Создавать условия для интересных занятий, разнообразить жизнь ребенка, наполнить его жизнь позитивными переживаниями (цирк, спектакли, экскурсии и т.д.)
- Почаще хвалить, одобрять.
- Никогда не сравнивать ребенка с кем-либо. Сравнивать можно только с собственными успехами или неудачами ребенка.
Основными способами преодоления детских страхов являются рисование и игра.
Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа – воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом в жизни жалость – пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, бабушка-яга, девочка маленькая, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т.д.
Что касается игры, то для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, жмурки, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.
Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики, дочки-матери наоборот). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли вола, Бабы-Яги, Кощея в игре-драматизации.