Специалисты

Консультация для родителей «Детские страхи»

24

октября

2022

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

 Поскотинова И.Г. 

Опыт работы психолога с родителями показывает, что одна из частых проблем в дошкольном возрасте – детские страхи.  Детские страхи больше обусловлены эмоциями, развивающимся воображением и во многом носят преходящий характер. В дошкольном возрасте страхи можно поделить на так называемые возрастные страхи и невротические страхи.

Возрастные страхи проходят с возрастом ребенка, эмоционально они не очень выражены, не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка, достаточно легко поддаются коррекции и самокоррекции. При возрастных страхах от родителей требуется лишь правильное обращение с ребенком и небольшая помощь. Невротические страхи не проходят с возрастом ребенка, они очень выражены эмоционально, оказывают неблагоприятное влияния на формирование личности ребенка (ребенок становится неуверенным, тревожным и мнительным, могут присутствовать и другие выраженные нервно-психические нарушения), требуют психологического и психотерапевтического вмешательства.

Какие же возрастные страхи чаще всего бывают?

До двух лет ребенок боится в основном незнакомых предметов, людей, животных. Главные вопросы в это время: «Что это?», «Кто это?». Так малыш узнает не только, кто есть кто и что, но и опасные или безопасны эти «кто» и «что».

С двух до трех лет ребенок задает вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «когда?».  Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу и т.д.), темного времени суток (вечером, ночью, поздно-поздно).

От трех до четырех лет с вопросов «почему» приходит страх последствий поступков, а с ним и страх наказания. Малыш более всего боится того, о чем ничего не знает.

К пяти годам ребенок выходит на вопрос «что будет?» и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира. Возникают вопросы: «А я не умру?», «А ты, мама, не умрешь?». Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием.

Перечисленные страхи носят временный, преходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую его особенность психики. Вас даже должно больше волновать, если ребенок слишком бесстрашен и возрастные страхи ему не свойственны, потому что для нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественные реакции при познании окружающего мира, поскольку жизненный опыт отсутствует, а инстинкт самосохранения явно выражен.

Следует учитывать, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети с развитым воображением.

Причины невротических страхов:

  1. Особенности психики ребенка. Чувствительные, впечатлительные, повышенно самолюбивые дети чаще подвержены страхам.
  2. Травмирующее событие (укусила собака, застрял в лифте, испугал незнакомый человек и т.д.).
  3. Запугивание родителями в воспитательных целях.
  4. Гиперопека со стороны родителей. Родители излишне опекают, оберегают ребенка от того, что кажется страшным им самим. Когда ребенка излишне опекают, он чувствует себя маленьким и слабым.
  5. Непринятие ребенка таким, каков он есть, нетерпимость к его слабостям и недостаткам.
  6. Несоответствие требований и ожиданий родителей способностям и потребностям ребенка.
  7. Противоречивое воспитание, несогласованность требований между родителями.
  8. Авторитарное воспитание, чрезмерная требовательность со стороны родителей.
  9. Излишняя мягкость, нерешительность, вседозволенность со стороны родителей. Ребенок не чувствует опору со стороны ближайшего окружения.
  10. Конфликты в семье.
  11. Повышенная тревожность родителей, особенно матери.
  12. В поведении родителей проявляются их собственные комплексы, связанные со страхом быть хуже других. Ребенок усваивает ролевое поведение.
  13. Страх может быть признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения собственной ненужности и т.д.
  14. Если родители без конца дают советы, проверяют, делают замечания, то у ребенка может развиться страх не соответствовать ожиданиям.
  15. Родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы возрастные страхи у ребенка не проходили («носитель симптома»).

Рекомендации по преодолению страхов:

  1. Ни в коем случае не высмеивать и не стыдить ребенка за страх.
  2. Побуждать ребенка рассказывать о своих страхах, рисовать их, лепить из пластилина, разыгрывать с помощью кукол. Стараться при этом найти что-нибудь смешное в рисунках, придумать смешные повороты сюжета в проигрывании с помощью кукол. Особенно это касается страшных снов. Необходимо с помощью рисунка, игры увести от точного воспроизведения сна к более благополучному исходу. Рисуя, старайтесь переделать рисунок так, чтобы появились какие-то слабые или смешные стороны.
  3. Рассказывать ребенку (особенно хорошо, если это делает папа) о своих детских страхах. Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее.
  4. Важно с одной стороны сопереживать ребенку, а с другой – не зацикливаться на его переживаниях, стараться перевести обсуждение страха в игровую стихию, вызвать у ребенка смех.
  5. Наберитесь терпения, не ждите быстрых результатов. При этом, не торопя ребенка, усиленно внушайте ему, что он уже многое преодолел, что он боится уже меньше, и вы это видите.
  6. Любую, даже самую незначительную победу ребенка над страхом отмечайте как огромное достижение, успех.
  7. При страхе темноты обязательно оставлять включенным свет. Делать это до тех пор, пока этот страх не будет полностью преодолен. Не прекращайте прогулок с ребенком на улице с наступлением темноты. Поиграйте с ребенком вместе в полуосвещенной комнате с приоткрытой дверью. Можно при этом использовать фонарик.
  8. Необходимо направить богатое воображение ребенка в безболезненное русло, развивая в нем творческие способности.
  9. Если боится монстров, чудищ и т.д., исключить из просмотра фильмы, где он может что-то подобное увидеть.
  10. Иногда страх монстров, чудищ маскирует боязнь слишком строгих родителей.
  11. Побуждать ребенка побольше двигаться, особенно бегать.
  12. Расширять круг общения ребенка.
  13. Создавать условия для интересных занятий, разнообразить жизнь ребенка, наполнить его жизнь позитивными переживаниями (цирк, спектакли, экскурсии и т.д.)
  14. Почаще хвалить, одобрять.
  15. Никогда не сравнивать ребенка с кем-либо. Сравнивать можно только с собственными успехами или неудачами ребенка.

Основными способами преодоления детских страхов являются рисование и игра.

Рисование само по себе снижает остроту детских переживаний. Оно подразумевает встречу со своим страхом, но в успокаивающей обстановке, когда рядом мама, папа – воплощение силы и безопасности. По окончании рисования предложите ребенку: «Давай превратим его в нестрашное» или «Нарисуй, что ты уже не боишься». Чтобы страх стал нестрашным, нужно проявить к нему в рисунке, а потом в жизни жалость – пожалеть его, посмеяться над ним, сменить образ (Волшебница Темнота, бабушка-яга, девочка маленькая, которая подросла), проявить активную, противостоящую страху позицию (изобразить себя с мечом в руке, большого роста и т.д.

Что касается игры, то для ребенка игра и есть сама жизнь, способ выражения чувств, познания мира. Играя в сражения, жмурки, прятки, лазая по деревьям, изображая казаков-разбойников и строгую маму для куклы, дети самостоятельно изживают страхи.

Родителям чрезмерно чувствительных и нервных детей нужно как больше играть с ними в подвижные, эмоционально насыщенные игры (мяч, снежки, сражения на подушках), сюжетно-ролевые игры (больница, разведчики, дочки-матери наоборот). Чтобы ребенок не боялся сказочных персонажей, полезно предложить ему выступить в роли вола, Бабы-Яги, Кощея в игре-драматизации.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo