Специалисты

Консультация для родителей «Детский аутизм»

25

марта

2024

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ д/с 15

Поскотинова И.Г.

Расстройство аутистического спектра является глубинным расстройством, которое затрагивает всю психическую структуру человека. Мозг ребенка с расстройствами аутистического спектра иначе обрабатывает поступающую в него информацию. Из-за изначально пониженного психического тонуса, визуальной, слуховой, тактильной гиперчувствительности у ребенка возникают трудности в переработке сенсорной информации. Способности детей с РАС к пониманию и интерпретации окружающих событий ограничены. Трудности в понимании социального поведения других людей и как следствие в общении с ними, возникающие с раннего детства искажают ход психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации. Как следствие у ребенка появляются аутистические установки, или погружение в мир личных переживаний, потеря контакта с окружающей средой. Таким образом, расстройства аутистического спектра являются механизмом ухода от пугающей реальности, от трудностей взаимодействия с ней. Однако, дети с РАС могут очень значительно различаться. Ребенок с РАС может быть и безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, или пользоваться простыми речевыми штампами, или иметь богатый словарь и развернутую, не по возрасту сложную фразовую речь. Психическое развитие при РАС определяется не просто как задержанное или нарушенное, а как искаженное. Искаженное, поскольку психические функции такого ребенка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции. Аутостимуляция – это повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений или отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Даже имеющиеся у детей с РАС способности, как правило, не реализуются в жизни.

Детский аутизм характеризуется большим спектром нарушений социального поведения. Однако к проблемному поведению следуют относить только те нарушения, которые препятствуют продуктивному общению и взаимодействию с ребенком, его развитию, обучению и воспитанию. К проблемному поведению относят:

  • агрессию - причинение физического телесного вреда другому человеку: кусание, щипание, царапание, бросание предмета в человека, ругань, оскорбление (вербальная агрессия);
  • самоагрессию – причинение физического телесного вреда самому себе: кусание своих частей тела, удары головой о другие предметы, руками по своим ушам, голове и т.п.;
  • вспышки гнева, злости, которые проявляются в виде крика, плача, падания на пол, стука предметом об предмет или рукой, об другой предмет. Ребенок также может рвать, швырять предметы.
  • социально неприемлемое или неуместное поведение. К ему можно отнести неадекватный крик, плач и смех, стереотипные действия (поглощенность ими). Стереотипии ребенка не являются проблемным поведением до тех пор, пока они не мешают ему коммуницировать, обучаться и развиваться. В случае отсутствия произвольного переключения ребенка со стереотипий на обращение взрослого, они становятся проблемным поведением, требующего коррекции. Другим проявлением социально неадекватного поведения является невыполнение общепринятых норм поведения.  Следует отметить, что о неадекватности поведения ребенка можно говорить в том случае, если его поведение не соответствует:
  • социальной ситуации и общепринятым нормам поведения;
  • возрасту и социальному статусу (воспитанник или школьник в организации образования).

Для того, чтобы помочь ребенку с проблемным поведением, вначале необходимо понять его причину, понять, каковы его функции: что такое поведение дает ребенку, для чего он служит, как оно меняет ситуацию. Необходимо установить связь данного поведения с событиями, его спровоцировавших и, с тем, что способствовало снижению или устранению нежелательного поведения.

Существуют индивидуальные приемы по устранению проблемного поведения ребенка:

1) Предотвращение или избегание проблем поведения, связанных с реакцией на нарушения стереотипов. Для этого проводится работа, направленная на развитие гибкости поведения, в частности:

  • предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение;
  • предоставлять разный опыт, с целью предупреждения формирования жестких стереотипов, стараясь, чтобы вносимые новшества и изменения были более предсказуемыми и, соответственно, менее травмирующими;
  • избегать завышенных требований, предъявляемых ребенку;
  • вводить его в новые условия дозировано и постепенно;
  • обучение ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию. Если ребенок умеет говорить, его можно обучать фразам, выражающим протест и нежелание: «Я не хочу», «Нет» и т.д.;
  • в тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, чрезвычайно важно не выказывать негативных эмоциональных реакций. Проявления гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.

2) Игнорирование проблемного поведения. Этот прием обычно используется, когда цель поведения ребенка - получение внимания взрослого, а демонстрируемое поведение не является опасным или угрожающим. Игнорировать поведение означает - не замечать, не реагировать на поведение ребенка, которое считается неприемлемым. Взрослые не делают замечаний, не поддерживают зрительного контакта, ни ругают и не обращаются с осуждающими замечаниями. Если ребенок дерется, чтобы получить игрушку, вы игнорируете его удары и не даете игрушку. Можете отойти от ребенка, убрать игрушку в шкаф, чтобы она не была в поле зрения ребенка. На начальном этапе применения тактики игнорирования у ребенка может усилиться нежелательное поведение. Тем не менее, взрослому необходимо стойко придерживаться выбранной тактики. Необходим постоянный контроль над реакцией и поведением ребенка. Когда наступает спад нежелательного поведения: ребенок тихо хнычет, прекращает кидать, спокойно лежит или играет и т.п., то продолжаем дальше прерванное занятие. Процедура игнорирования должна выполняться осторожно, так как она может сопровождаться реакциями в виде агрессии и самоагрессии и истерик, появлением новых видов нежелательного поведения, которых до процедуры игнорирования не было.

3) Подкрепление (усиление) желательного поведения. Взрослый, используя так называемые мотиваторы - лакомства, любимые игрушки, занятия ребенка, похвалу - подкрепляет, усиливает желательное поведение. Подкрепляют поведение, которое несовместимо с проблемным, а также отсутствие проблемного поведения. Например, ребенок щипает взрослого, его просят положить руки в карман, если он выполняет инструкцию, то его поощряют. Другой пример: ребенок раскидывает игрушки, в ответ на просьбу собрать их. Когда же ребенок, наконец, собрал игрушки в коробку, то его тут же поощряют. Мотиваторы ребенка должны быть разнообразными и отражать значимые потребности и интересы ребёнка. Любое подкрепление, должно соответствовать конкретному желанию или потребности ребенка, т.е. того, чего он хочет «здесь и сейчас». Поэтому взрослому, учитывая текущие потребности ребенка, следует гибко менять мотиваторы поведения.

4) Перенаправление поведения предполагает переключение проблемного поведения на желательное, когда внимание и действия ребенка направляются на положительную или управляемую ситуацию. Например, если ребенок плачет и не отдает игрушку, то можно переключить его внимание на другой предмет или любимые действия (мыльные пузыри, кружение и т.п.).

5) Наказание. После эпизода проблемного поведения в ситуацию вводится неприятный для ребёнка стимул, чаще всего используются повторяющиеся физические упражнения (наклоны, приседания, отжимания и т.п.). Данный прием используется, если проблемное поведение – ярко демонстративное - с выраженным стремлением привлечь к себе внимание любой ценой. Например, если ребенок раскидывает предметы, кричит во время выполнения задания, то взрослый без нотаций и назиданий, безразлично подходит к ребенку и, оказывая ему полную физическую поддержку, помогает сделать 10 приседаний. Ситуация повторяется до тех пор, пока проблемное поведение не пройдет. Необходимо помнить, что первое время после использования данной тактики проблемное поведение может повториться, но спокойствие и последовательность взрослого способствует достижению желаемого результата.

6) «Тайм-аут» или перерыв. Ребенка исключают из ситуации в которой возникло проблемное поведение до окончания эпизода проблемного поведения. Для этого в комнате отводим специальное место, например, стул в углу, на который садим ребенка. Во время тайм-аута поведение ребенка игнорируется взрослым. Этот способ не может быть использован, если причина поведения ребенка - избегание неприятной ситуации, так как в таких случаях тайм-аут подкрепляет проблемное поведение.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo