Специалисты

Консультация для родителей «Игры на ассоциации для детей дошкольного возраста»

15

декабря

2022

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ д/с № 15 Поскотинова И.Г.

Ассоциация – это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают создавать такие взаимосвязи. Такие игры полезны и взрослым, но особенно они полезны детям, так как в процессе игровой деятельности у них активно развивается познавательная сфера. Связывая образное и логическое мышление, игры на ассоциации дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития. Кроме того, игры на ассоциации развивают память, внимание, словарный запас, коммуникативные навыки.

Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития.

Существует огромное количество вариации ассоциативных игр. Правила их таковы: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок называет в ответ своё слово – ассоциацию (то, что пришло ему в голову сразу после услышанного или увиденного). Уровень сложности игры регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. При игре с дошкольниками достаточно будет одного звена цепочки «образ – ассоциация». Пусть дети попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту.

Ассоциативные игры могут быть вербальные, образные и предметные. Вербальные - ассоциации на слово, образные  - ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима, предметные – ассоциации на демонстрируемый предмет.

Ассоциации можно создавать:

  • По сходству (подобию). Инструкция: «Я назову предмет, а ты назови, на что он похож». Например: солнце –одуванчик, арбуз – мяч, лампочка – груша, фонтан – дождь и т.д.
  • По противоположности (контрасту). Инструкция: «Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению». Например: горячо – холодно, весело – грустно, высокий – низкий, хороший – плохой, чёрны – белый и т.д.
  • По пространственно-временному признаку: зима – холод, осень – листопад, стол – стул и т.д.
  • По причинно-следственному признаку: туча – дождь, вода – мокрый, лампа – свет, микробы – болезнь и т.д.

Примеры вербальных игр:

  1. «Цепочка ассоциаций». Каждый участник должен придумать ассоциацию на слово, сказанное предыдущим игроком, создавая цепочку без повторений. Если в игре участвуют двое, они продолжают цепочку по очереди. Например: небо – дождь – земля – трава – цветы – бабочка – стрекоза и т.д.
  2. «Цветочек ассоциаций». Первое слово – сердцевину цветка – называет ведущий, остальные участники по очереди придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем красивее получается цветок. Например: машина – руль – дверцы – багажник – фары – колеса – заводится – едет – возит и т.д.
  3. «Объясни ассоциацию». Нужно не просто придумать ассоциацию на заданное слово, но и объяснить, почему именно эта ассоциация подходит. Например: окно – стена (окно расположено на стене), автомобиль – дорога (автомобиль едет по дороге).
  4. «Что на что похоже». На что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало). На что похож ёжик? (на мячик, колобок, клубочек, щётку). На что похоже солнышко? (на шар, мяч, яблоко, одуванчик, апельсин).
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo