Специалисты

Консультация для родителей «Роль стиля воспитания в формировании личности ребёнка»

30

сентября

2022

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ Д/С № 15

Поскотинова И.Г.

Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель воспитывает своего ребенка «под себя», подстраивая его под свое мироощущение.

То, как мы воспитываем своих детей, во многом зависит от того, как воспитывали нас самих, от наших индивидуальных личностных особенностей, от того, каковы наши супружеские отношения, от степени нашей психологической и педагогической компетентности.

Нарушение семейных взаимоотношений, отклонения в воспитании оказывают влияние на возникновение аномалий в формировании личности в детском возрасте. Существует несколько стилей дисгармоничного воспитания.

  1. Авторитарный стиль. Авторитарные родители излишне строги, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны, считаются всегда правыми. В семье процветают требования безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, ограничение самостоятельности и навязывание готовых решений, жесткость запретов и требований, физические наказания и принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его действиями и даже мыслями. Ребенок обязан беспрекословно подчиняться, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.

В следствие подобного воспитания у детей развиваются такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, склонность к зависимостям, безынициативность, пассивность и реже  возбудимость  и агрессивность. В дальнейшем подобные черты характера могут привести к тому, что ребенок:

  • при достижении  подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой семьи, иногда ценой потери отношений;
  • может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, криминальной компании;
  • будучи взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли.
  1. Гиперопекающий стиль. При этом стиле воспитания ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяется, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляются никаких требований, обязанностей, просьб. Родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, потворствует любым его капризам. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи. Часто такое воспитание сочетается с тревожностью родителя. Испытывая беспокойство за ребенка, доходящее до паники, родитель стремится оградить его от всевозможных (часто воображаемых) опасностей, тем самым подавляя самостоятельность ребенка.

Гиперопека приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и недостаточным волевым самоконтролем. Ребенок в дальнейшем будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособляться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье. Он станет инфантильно-потребительски относиться к миру, болезненно реагировать на любые требования и ограничения.

  1. Гипоопекающий или индифферентный стиль характеризуется недостаточностью заботы, тепла, опеки и контроля, внимания к ребенку и удовлетворения его потребностей. Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, заняты своей собственной жизнью. Гипоопека бывает явной – когда ребенок либо просто безнадзорен, либо воспитывается по типу Золушки; скрытой – когда существует формальная забота о ребенке, родители одевают и кормят малыша, снабжают его игрушками, но практически не имеют с ним контакта; и потворствующей – которая характеризуется низким уровнем принятия ребенка, отсутствием любви к нему на фоне потворствования,  вседозволенности и избалованности. Родители при этом стараются всячески избегать физического контакта и общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками.

Индифферентный стиль воспитания очень неблагоприятно сказывается на развитии детей, проводя к широкому спектру нарушений от неуверенности в себе, зависимости, тревожности, страхов, неумению понимать себя и других до импульсивности, возбудимости, агрессивности и деликвентного, асоциального поведения.

Гармоничным стилем воспитания  является демократический.  Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при этом интересы и мнения детей тоже учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста, преобладает теплый эмоциональный климат. В семье существуют определенные традиции, правила, ценности, которые поддерживаются всеми ее членами. Воспитание отличается эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой. Родители знают и принимают возрастные и индивидуально-личностные особенности своего ребенка и воспитывают его, учитывая их; творчески подходят к процессу воспитания, понимая, что участвуют во взрослении человека, отличающегося от них самих, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo