Специалисты
Консультация для родителей «Специфические детские страхи»
23
марта
2023
Подготовила:
педагог-психолог МБДОУ д/с № 15
Поскотинова И.Г.
Страх воды.
- Иногда возникает, если при беременности были неблагоприятны факторы (гипоксия, обвитие пуповиной, рано отошли воды и безводный период был более трех часов). Это называется «резонанс родового стресса», т.к. ребенок был во время беременности в водной среде, и она была в какой-то момент враждебна. В бессознательной памяти это осталось.
- Если был испуг или неприятные ощущения, связанные с водой.
- Отрицательные эмоции родителей, сопровождающие купание.
- Ребенок увидел что-то страшное, связанное с водой, по телевизору.
- Дети боятся не утонуть, а каких-то свойств воды (слишком горячая, холодная, сила течения, слишком много и т.д.).
Что делать:
При боязни купания в ванной - не ругать ребенка, не стыдить, не высмеивать, не проявлять раздражение, не наказывать, не пытаться перебороть страх насильно, при купании в ванной следить за тем, чтобы вода была комфортной температуры, а шампунь без слез, можно мыть голову, откинув ее назад, чтобы вода не попадала в лицо, можно поставить в ванну тазик и постепенно приучать малыша, брать с собой игрушки, которые ребенок выберет сам, играть на улице в игрушки-брызгалки (только не стрелять в лицо), купать вместе в ванной куклу, мыть ей голову его шампунем (мальчику мыть машину), поливать и мыть в ванной вместе комнатные цветы, устраивать в ванной совместные игры (дуть на бумажные кораблики, чтобы они плыли, пускать пузыри, играть в водолазов, достающих со дна сокровища, ловить рыбку).
При боязни купания в водоемах – главное не заставлять насильно, дать привыкнуть к водоему, играть с водой (вырыть ямку и наполнять водой, поиграть в догонялки с водой (идем по кромке воды и отбегаем, чтобы не намочить ножек, когда волна), затем бег наперегонки по воде, попробовать зайти в воду в одежде (дети чувствуют себя более защищенными), играть в воде с игрушками.
Страх темноты.
- Часто это следствие бурно развивающегося воображения.
- Возникает, если у ребенка есть кошмарные сновидения. Кошмары указывают на наличие внутриличностных конфликтов, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Особенно это типично для повторяющихся кошмаров. Кошмары у ребенка – это повод для родителей задуматься над отношением к ребенку, над степенью его эмоционального благополучия в семье.
Что делать:
Не ругать, не стыдить, не наказывать, не высмеивать, не проявлять раздражения, не заставлять спать в темноте, побуждать ребенка рассказывать о своем страхе, обсуждать вместе, что можно сделать (например, оставить ночник или включенный свет в коридоре и открытую дверь), побуждать рисовать свой страх, играть вместе в прятки и в другие игры, где нужно закрывать глаза, стараться поменьше обращать внимание на проявления страха и побольше на любые, самые маленькие проявления его преодоления.
Страх, что родители больше не любят.
- Отрыв от родителей, причем это может быть, как больница, так и поездка к бабушке на лето или лагерь, а также поступление в детский сад.
- Конфликты в семье.
- Рождение младшего брата или сестры.
- Развод родителей.
- Родительское непринятие, бессознательное отвержение ребенка.
- Слишком строгое, требовательное воспитание, любовь с условиями.
- Отсутствие у родителей привычки выражать свои теплые чувства к ребенку.
Что делать:
- если страх связан с разлукой: почаще говорить о своей любви к ребенку, проявлять ее, объяснить, почему разлука неизбежна, чем она вызвана и заверить, что она закончится, обозначить время.
- при разводе: оградить ребенка от скандалов, не манипулировать им, сохранить контакты с супругом и научиться мирно сосуществовать в те моменты, когда он приходит, не говорить гадостей о супруге, словами и поступками демонстрировать ребенку свою любовь и внимание к нему и его переживаниям, постараться сохранить максимум привычных для ребенка бытовых условий.
- если причина в появлении другого ребенка: за 1-1,5 месяца начинайте готовить старшего к появлению младшего, обязательно расскажите, о том, каким маленьким и беспомощным он будет вначале, если старшему ребенку предстоят какие-либо перемены в связи с рождением младшего (например, переход в другую комнату), сделать их нужно заранее, за несколько месяцев до родов, включайте ребенка в подготовку к рождению младшего (пусть выберет коляску и т.д.), привлекайте старшего к уходу за младшим, поощряйте его контакты с младенцем, старайтесь уделять старшему побольше внимания, важно не поощрять конкуренцию между детьми, не сравнивать их, не ставить одного другому в пример, не поощрять ябедничество, создавайте ситуации, в которых дети учились бы сотрудничеству
- при страхе наказания хорошо играть вместе с ребенком в такие игры, как «Пятнашки», «Жмурки». Эти игры помогают отреагировать эмоции, связанные со страхом наказания. Причем желательно, чтобы взрослые вели себя утрированно (очень грозно наступая в роли водящего и очень испуганно в роли убегающего).
Страх перед обидчиками.
Может проявляться как в неумении постоять за себя, так и в конфликтности, агрессивности.
- Неуверенность в себе.
- Отсутствие навыков конструктивного общения, ограниченный опыт общения со сверстниками.
- Негативные жизненные убеждения и принципы взрослых, их разговоры о том, как трудна жизнь и плохи окружающие.
Что делать:
Не стыдить; не призывать «дать отпор», «дать сдачи», так как ребенок может закрыться и носить свои страхи в себе; не «раздувать из мухи слона», не преувеличивать тяжесть обиды, но при этом пользоваться двумя правилами: не оставлять ребенка один на один с более старшими и сильными детьми, если они пытаются чего-то добиться с помощью силы и не оставлять ребенка в обидной ситуации, если он потерял контроль над своими эмоциями; повышать самооценку ребенка; учить его навыкам конструктивного общения, расширять круг его знакомств; учите смещать агрессию с людей на предметы; не повышайте голос; развивайте у ребенка умение понимать состояние других людей, сопереживать им, для того, чтобы он понимал, что иногда обидные действия не направлены на него лично, а за ними кроются другие причины, это можно делать, обсуждая сказки и примеры из жизни. Если ситуация очень обидная, и ребенку нужно выплеснуть чувства, предложите нарисовать рисунок с этой ситуацией и затем уничтожить его, также можно сказать, представь, что обидчик превратился сейчас вот в эту игрушку, выскажи ему, все, что ты о нем думаешь.
Страх выступлений.
- Столкновение с принципиально новой ситуацией, когда зрителей слишком много.
- Сильная зависимость от оценки окружающих взрослых. Эта оценка чаще всего негативна, и особенно сильно действует, если ребенок услышал ее случайно.
- Слишком высокие ожидания со стороны родителей.
- Низкая самооценка и неуверенность в себе.
Что делать:
Пересмотреть собственную воспитательскую позицию, не сравнивать ребенка с другими детьми, устраивайте различные тренировки, например, концерт перед родственниками, отдайте ребенка в спортивную секцию, на танцы, в театральный кружок, повышайте самооценку ребенка.