Специалисты

Консультация для родителей «Специфические детские страхи»

23

марта

2023

Подготовила:

педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

 Поскотинова И.Г.

Страх воды.

  1. Иногда возникает, если при беременности были неблагоприятны факторы (гипоксия, обвитие пуповиной, рано отошли воды и безводный период был более трех часов). Это называется «резонанс родового стресса», т.к. ребенок был во время беременности в водной среде, и она была в какой-то момент враждебна. В бессознательной памяти это осталось.
  2. Если был испуг или неприятные ощущения, связанные с водой.
  3. Отрицательные эмоции родителей, сопровождающие купание.
  4. Ребенок увидел что-то страшное, связанное с водой, по телевизору.
  5. Дети боятся не утонуть, а каких-то свойств воды (слишком горячая, холодная, сила течения, слишком много и т.д.).

Что делать:

При боязни купания в ванной -  не ругать ребенка, не стыдить, не высмеивать, не проявлять раздражение, не наказывать,  не пытаться перебороть страх насильно, при купании в ванной следить за тем, чтобы вода была комфортной температуры, а шампунь без слез, можно мыть голову, откинув ее назад, чтобы вода не попадала в лицо, можно поставить в ванну тазик и постепенно приучать малыша, брать с собой игрушки, которые ребенок выберет сам, играть на улице в игрушки-брызгалки (только не стрелять в лицо), купать вместе в ванной куклу, мыть ей голову его шампунем (мальчику мыть машину), поливать и мыть в ванной вместе комнатные цветы, устраивать в ванной совместные игры (дуть на бумажные кораблики, чтобы они плыли, пускать пузыри, играть в водолазов, достающих со дна сокровища, ловить рыбку). 

При боязни купания в водоемах – главное не заставлять насильно, дать привыкнуть к водоему, играть с водой (вырыть ямку и наполнять водой, поиграть в догонялки с водой (идем по кромке воды и отбегаем, чтобы не намочить ножек, когда волна), затем бег наперегонки по воде, попробовать зайти в воду в одежде (дети чувствуют себя более защищенными), играть в воде с игрушками.

Страх темноты.

  1. Часто это следствие бурно развивающегося воображения.
  2. Возникает, если у ребенка есть кошмарные сновидения. Кошмары указывают на наличие внутриличностных конфликтов, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Особенно это типично для повторяющихся кошмаров. Кошмары у ребенка – это повод для родителей задуматься над отношением к ребенку, над степенью его эмоционального благополучия в семье.

Что делать:

Не ругать, не стыдить, не наказывать, не высмеивать, не проявлять раздражения, не заставлять спать в темноте, побуждать ребенка рассказывать о своем страхе, обсуждать вместе, что можно сделать (например, оставить ночник или включенный свет в коридоре и открытую дверь), побуждать рисовать свой страх, играть вместе  в прятки и в другие игры, где нужно закрывать глаза, стараться поменьше обращать внимание на проявления страха и побольше на любые, самые маленькие проявления его преодоления. 

Страх, что родители больше не любят.

  1. Отрыв от родителей, причем это может быть, как больница, так и поездка к бабушке на лето или лагерь, а также поступление в детский сад.
  2. Конфликты в семье.
  3. Рождение младшего брата или сестры.
  4. Развод родителей.
  5. Родительское непринятие, бессознательное отвержение ребенка.
  6. Слишком строгое, требовательное воспитание, любовь с условиями.
  7. Отсутствие у родителей привычки выражать свои теплые чувства к ребенку.

Что делать:

  • если страх связан с разлукой: почаще говорить о своей любви к ребенку, проявлять ее, объяснить, почему разлука неизбежна, чем она вызвана и заверить, что она закончится, обозначить время.
  • при разводе: оградить ребенка от скандалов, не манипулировать им, сохранить контакты с супругом и научиться мирно сосуществовать в те моменты, когда он приходит, не говорить гадостей о супруге, словами и поступками демонстрировать ребенку свою любовь и внимание к нему и его переживаниям, постараться сохранить максимум привычных для ребенка бытовых условий.
  • если причина в появлении другого ребенка: за 1-1,5 месяца начинайте готовить старшего к появлению младшего, обязательно расскажите, о том, каким маленьким и беспомощным он будет вначале,  если старшему ребенку предстоят какие-либо перемены в связи с рождением младшего (например, переход в другую комнату), сделать их нужно заранее, за несколько месяцев до родов, включайте ребенка в подготовку  к рождению младшего (пусть выберет коляску и т.д.), привлекайте старшего к уходу за младшим, поощряйте его контакты с младенцем, старайтесь уделять старшему побольше внимания, важно не поощрять конкуренцию между детьми, не сравнивать их, не ставить одного другому в пример, не поощрять ябедничество, создавайте ситуации, в которых дети учились бы сотрудничеству
  • при страхе наказания хорошо играть вместе с ребенком в такие игры, как «Пятнашки», «Жмурки». Эти игры помогают отреагировать эмоции, связанные со страхом наказания. Причем желательно, чтобы взрослые вели себя утрированно (очень грозно наступая в роли водящего и очень испуганно в роли убегающего).

Страх перед обидчиками.

Может проявляться как в неумении постоять за себя, так и в конфликтности, агрессивности.

  1. Неуверенность в себе.
  2. Отсутствие навыков конструктивного общения, ограниченный опыт общения со сверстниками.
  3. Негативные жизненные убеждения и принципы взрослых, их разговоры о том, как трудна жизнь и плохи окружающие.

Что делать:

Не стыдить; не призывать «дать отпор», «дать сдачи», так как ребенок может закрыться и носить свои страхи в себе; не «раздувать из мухи слона», не преувеличивать тяжесть обиды,  но при этом пользоваться двумя правилами: не оставлять ребенка один на один с более старшими и сильными детьми, если они пытаются чего-то добиться с помощью силы и не оставлять ребенка в обидной ситуации, если он потерял контроль над своими эмоциями; повышать самооценку ребенка; учить его навыкам конструктивного общения, расширять круг его знакомств; учите смещать агрессию с людей на предметы; не повышайте голос; развивайте у ребенка умение понимать состояние других людей, сопереживать им, для того, чтобы он понимал, что иногда обидные действия не направлены на него лично, а за ними кроются другие причины, это можно делать, обсуждая сказки и примеры из жизни. Если ситуация очень обидная, и ребенку нужно выплеснуть чувства, предложите нарисовать рисунок с этой ситуацией и затем уничтожить его, также можно сказать, представь, что обидчик превратился сейчас вот в эту игрушку, выскажи ему, все, что ты о нем думаешь.

Страх выступлений.

  1. Столкновение с принципиально новой ситуацией, когда зрителей слишком много.
  2. Сильная зависимость от оценки окружающих взрослых. Эта оценка чаще всего негативна, и особенно сильно действует, если ребенок услышал ее случайно.
  3. Слишком высокие ожидания со стороны родителей.
  4. Низкая самооценка и неуверенность в себе.

Что делать:

Пересмотреть собственную воспитательскую позицию, не сравнивать ребенка с другими детьми, устраивайте различные тренировки, например, концерт перед родственниками, отдайте ребенка в спортивную секцию, на танцы, в театральный кружок, повышайте самооценку ребенка.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo