Специалисты

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться и дружить»

23

ноября

2021

Подготовила

педагог-психолог МБДОУ д/с № 15

Поскотинова И.Г.

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Общение ребёнка со взрослым и его же общение со сверстниками имеет много отличий.  Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически трудно достигаемый.  В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение ребенка только со взрослыми не дает полноценного личностного развития. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.

Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. Ему присуща более яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. В детстве человек учится дружить.

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.  В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

Последнее время наметилась довольно тревожная тенденция – младшие школьники как будто разучились играть вместе. В ряду главных причин психологи в первую очередь выделяют демографический кризис: многие дети растут без братьев и сестер. Отсутствие таких близкородственных детских контактов обедняет социальный опыт ребенка, его мышление не ориентируется на коллективные формы игры.  Если отсутствие общения с братьями или сестрами в семье у ребенка не компенсировалось разновозрастной дворовой компанией, и он не посещал детский сад, то, такой ребенок хуже адаптируется к новым условиям, часто растет излишне мнительным и тревожным или слишком самолюбивым. Ребенок, не прошедший "школы" общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет "говорить" со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. В подростковом возрасте у таких детей возникают сложности в общении с противоположным полом, они хуже делают карьеру в зрелом возрасте и, как правило, не очень счастливы в семейной жизни.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательства взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей нужно специально учить играть вместе. Сегодня это делать необходимо. То, что отношения детей, сталкивающихся на игровых площадках, в детском саду или школе, когда-то складывались легче и быстрее, объясняется тем, что первый опыт общения с другими детьми ребенок получал в семье (своей, соседской, близкородственной). Этот опыт общения под присмотром взрослого создавал впечатление стихийно складывающегося, хотя таковым не был. Стоило измениться жизненному укладу нового поколения – и ребенок оказался в вынужденной изоляции от сверстников. Он, конечно, не разучился играть, но коллективные игры все чаще заменяет игра в одиночку, иногда даже и не с игрушками, а с компьютером. Результат – формализация детских отношений, агрессивность, эмоциональная глухота к другому ребенку.

Чем в более раннем возрасте родители начнут учить ребенка дружить, тем легче и быстрее он сможет в дальнейшем общаться с другими детьми. Конечно, готовых инструкций о том, как завести друзей, не существует. Однако имеются некоторые рекомендации о том, как ребенку лучше и успешнее общаться с другими детьми.

  • «Поделись улыбкою своей, и она не раз к тебе еще вернется» - почаще напоминайте ребенку слова этой песенки. Объясните ребенку, что знакомиться и вообще общаться нужно с улыбкой и дружелюбием. Хмурый и сердитый вид отталкивает других от нас.
  • Приучите ребенка смотреть в глаза собеседнику. Люди с «бегающим» взглядом не вызывают доверия.
  • Посоветуйте ребенку интересоваться другими детьми. Часто именно невнимательность к окружающим, зацикленность на собственных ощущениях приводят ребенка к изоляции. Порой дети так сосредотачиваются на своей персоне, что не могут даже описать внешность постоянного партнера по играм. Чтобы приучить ребенка быть более внимательным и наблюдательным, предложите ему рисовать своих друзей (пусть и схематично).
  • Делиться своими игрушками – еще один шаг навстречу другим детям. Конечно, нельзя принуждать ребенка отдавать свои вещи, выговаривая: «Как можно быть таким жадным!». Просто всегда щедро хвалите за уступчивость и доброту.
  • Воздерживайтесь от нелестных отзывов о друзьях ребенка, по крайней мере в его присутствии. Ведь он выбрал друга сам, значит, он к нему привязан. Если вам не нравятся какие-то друзья ребенка, постарайтесь не осуждать их, относитесь ко всем одинаково хорошо, уважайте выбор своего ребенка.
  • Разрешите ребенку приглашать к себе домой друзей. Если он не решается сделать это сам, придумайте какой-нибудь повод и помогите ему.
  • Научите ребенка мириться. Объясните, что в случае проступка человек обязательно должен извиниться или попросить прощения. Выучите с ребенком «мирилки» и объясните, для чего они нужны.
  • Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями. Например, если его обижают сверстники, нет смысла призывать его не расстраиваться, он все равно будет расстроен. Достаточно сказать, что понимаете его чувства. Можно привести пару примеров из собственного детства.
  • Если у вас стеснительный ребенок или почти не проявляющий интерес к общению с другими детьми – обязательно разговаривайте с ним периодически на тему знакомства и дружбы. Рассказывайте о своих друзьях в детстве, как познакомились, что делали вместе, показывайте мультфильмы про дружбу, читайте сказки о ней и обсуждайте их вместе.
  • Дружба детей нередко основывается на общих интересах. В дошкольном детстве это игры. Научите ребенка играть в какие-нибудь игры. Можно организовывать совместные игры с другими детьми. Заведите дома несколько разных интересных коллективных игр, чтобы дети могли играть вместе у вас в гостях.
  • И главное, неустанно внушайте своему ребенку общеизвестный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo