Специалисты

Консультация для родителей «Развиваем воображение»

7

декабря

2021

Подготовила

старший воспитатель

МБДОУ д/с № 15

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями, мышлением и памятью. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного детства. Если ребенок не доиграл, не дофантазировал, ему будет сложнее обучаться в школе. Ведь готовность к школе – это не только сумма каких-то знаний и умений, это определенная цепочка психологического развития. Ребенок с хорошо развитым воображением умеет гибко и нестандартно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны, ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения, предполагать возможный исход событий, быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

Помогая ребенку развивать воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

В зависимости от способа его формирования, выделяют три вида воображения: воссоздающее, неуправляемое и творческое.

При воссоздающем воображении образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочитанной книги. Неуправляемое воображение – это когда ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире. Этот вид воображения часто свойственен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях. При творческом воображении ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума. Это самый продуктивный вид воображения, его и следует развивать.

Имеется много способов развития творческого воображения, и все они вполне доступны родителям, так как не требуют специальной подготовки и больших затрат.

Чтобы стимулировать развитие воображения, необходимо:

  • обогащать жизненный опыт ребенка с помощью походов на концерты, спектакли, музеи, путешествий, прогулок на природу. Чем богаче палитра переживаний впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии ребенка.
  • читать ребенку книги. Слушая повествования о приключениях, далеких странах, жизни людей, ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, место, где происходят события. Кроме того, пополняется его запас слов и образов.
  • сочинять вместе истории. Благодаря этому, ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители повышают его самооценку.
  • рисовать, так как художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения.
  • поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая в игре события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Кроме того, такие игры развивают самодисциплину, так как ребенок сам придумывает правила и следит за их выполнением. Он начинает лучше понимать причинно-следственные связи. Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического завершения, ребенок учится творчески мыслить и решать различные проблемы.
  • придумывать разнообразные способы использования подручного материала. Самые простые вещи, окружающие нас, могут стать подходящим реквизитом для детских игр и стимулируют воображение.

Приведу примеры некоторых игр и упражнений, развивающих творческое воображение.

  1. Упражнение «Придумай и нарисуй». Нарисуйте на листе бумаги несколько кругов (или других геометрических фигур) одинакового размера. Предложите ребенку пофантазировать и дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки.
  2. Игра с рисованием «Сказочное животное». Предложите ребенку придумать и нарисовать сказочное животное, которого не бывает ни на самом деле, ни в мультиках. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, рассказав о том, где он живет, что любит делать и т.д.
  3. Игра «Волшебные кляксы». Одна часть листа покрывается густой краской, после чего лист складывается пополам, так, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение и придумать, на что оно похоже, дорисовать детали, рассказать про него историю.
  4. Упражнение «Изменение ситуации в знакомой сказке». Перед тем как рассказать знакомую сказку, с ребенком договариваются что-то в ней изменить. Вначале взрослый что-то меняет сам, что-то такое, что побудит ребенка придумывать. Например: «Давай сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, она потеряла не туфельку, а что-то другое. Давай придумаем, что потеряла Золушка, и как ее нашел принц?».
  5. Игра «Чего на свете не бывает». Предложите ребенку придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно нужно обсудить рисунок. Ребенок рассказывает, что он изобразил и действительно ли этого не бывает на самом деле.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo