Специалисты
Особенности детей с задержкой психического развития
19
августа
2020
Понятие задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как несоблюдение темпа всего психологического формирования при присутствии существенных потенциальных способностей. Замедление психологического формирования – временное несоблюдение формирования, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия формирования детей. Психолого-педагогические исследования, выявляя особенность эмоциональной структуры этого вида дизонтогенеза, подтверждают о разбросе характеристик уровня выраженности психологических расстройств, о многообразии отличительных черт личных проявлений психологической деятельности, о разной возрастной динамике психологического формирования.
Для большинства детей процесс обучения дается очень сложно, однако у некоторых эта проблема приобретает особенный, наиболее выраженный характер. Психологические исследования, нацеленные на изучение элементов трудностей учения этих детей, демонстрируют, что для многих из их свойственно частичное, т.е. неполное, отставание в формировании высших психологических функций.
Способы нейропсихологического анализа дают возможность дать оценку состоянию данных функций. Согласно нейропсихологии чтение, письмо, решение математических задач, так же, как и устная речь и ее представление, предполагает собою высшие психологические функции, т.е. непростые многофункциональные концепции, состоящие из множества частей, каждая из которых основывается на работу определенного участка мозга и записывает собственный своеобразный взгляд в деятельность целой концепции. Один и тот же элемент способен вступать в различные многофункциональные концепции.
Таким образом, фонематический слух (возможность отличать звуки речи) нужен с целью восприятия произносимой речи, письма, чтения, но его значимость в решении вопросов минимальная. Зрительный анализ, распознавание и усвоение визуальных образов букв и текстов нужны в главную очередь для чтения. Сравнивая исполнение различных задач, в том числе специализированных тестов, обладающих различный набор компонентов, нейропсихолог выявляет мощные и слабые звенья высших психологических функций ребенка и тем самым определяет механизмы его трудностей.
Проведенный психологом - Александром Романовичем Лурия анализ структуры высших психологических функций (ВПФ) и их мозговой локализации предоставил ему возможность обнаружить, что реализация любой ВПФ, к примеру, чтения либо письма, требует участия таких частей, как программирование действия, переработка данных и сохранение рабочего состояния мозга. При этом сохранение бодрствующего состояния гарантируется глубокими и центральными отделами мозга, переработка данных – задними отделами коры, и программирование, и контроль - передними (фронтальными) отделами коры.
Формирование психологических функций у детей – долгий процесс; одни функции создаются первоначально, другие – позднее. В это общее для абсолютно всех людей «расписание» любой дошкольник вносит собственные «поправки», определяющиеся персональной генетической программой и сферой. Из-за данных вариантов психологические функции у любого ребенка формируются неравномерно: у одного лучше по сравнению с другим ребенком (и другими его функциями) развит слух, у второго – визуальное восприятие либо ориентация в пространстве.
В том случае, когда эта неравномерность развития проявлена сильно, когда дошкольник не способен за счет собственных сильных звеньев скомпенсировать слабые, он начинает не соответствовать социальным требованиям, что мы замечаем по его трудностям в учении.
Каждый внимательный педагог обращал внимание среди собственных учеников таких, которым сложно сохранять оптимальный уровень активности. Они не мгновенно вступают в рабочее состояние, а поработав, моментально устают – их трудоспособность колеблется и быстро ослабевает. В том числе и долгое время быть за партой этим ребятам сложно. В первой половине урока они ещё стараются наблюдать за объяснениями педагога, во второй – зачастую «отключаются» и порой опускаются на парту. Их письменные задания зачастую оказываются, не завершены, а ошибки к концу выполнения задачи становятся наиболее частыми и грубыми.
Детям с ЗПР необходимо повышение мотивации, эмоциональный «разогрев» и дозировка заданий. Им кроме того может быть полезна замена типов деятельности. Пролонгированная память у них может быть лучше непосредственной, причем это затрагивает и визуальную, и слуховую, и моторную память. Это означает, что если задать вопрос ученику, сразу после объяснения, то, скорее всего он не точно ответит на вопрос, а через некоторое время, когда новая информация «уляжется», он будет более компетентен.
Таким образом, в образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, педагоги используют специальные педагогические технологии. Педагоги с детьми с ЗПР используют технологии активных форм и методов, различных виды уроков, это и уроки – путешествия, уроки-сказки и игры по станциям. Важной часть адаптированной образовательной программы является использование здоровье сберегающие технологии для обеспечения двигательной активности и здоровье сбережения.