Специалисты
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика»
21
января
2022
Подготовила
учитель-логопед МБДОУ д/с № 15
Гончарова Ю.Н.
О специальных упражнениях, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, участвующих в речевом процессе, мы говорили ранее в консультации для родителей в ноябре 2021 года.
Сегодняшняя консультация посвящена дыхательно-голосовым упражнениям, выполнение которых в сочетании с артикуляционной гимнастикой, дают наибольший коррекционный эффект.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс дыхательных упражнений
- СНЕГ.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.
- КОРАБЛИКИ
Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.
- ФУТБОЛ
Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.
- ПУЗЫРЬКИ
Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.
- МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
- ДУДОЧКА
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
- ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
- ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.
Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.
- СВЕЧА.
Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
- КОСАРИ.
Упражнение выполняется маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».
В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;
Произносить на одном выдохе сочетаний из 2,затем 3 гласных звуков:
АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …
АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …
Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …
ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …
ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА
Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:
ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО