Специалисты

Консультация для родителей «Развитие выразительности речи»

23

ноября

2021

Подготовила

учитель-логопед МБДОУ д/с № 15

Куценко Татьяна Александровна

Большое значение в эмоциональной сфере занимает умение говорить выразительно. А что это означает? Слово "выразительность" означает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, выделяя самое нужное, значимое в своем высказывании; "выразительно говорить" — говорить ярко, образно, эмоционально, поддерживая интерес слушателей.  Это умение отрабатывается, начиная с детства. Поэтому любой человек может освоить интонационно-выразительную технику речи. 

Дошкольники отлично понимают интонацию речи взрослого, её эмоциональность. Каким тоном вы общаетесь с ребёнком, по оттенку голоса ребёнок сразу определяет ваше отношение у нему, к данной ситуации. Интонация речи показывает ваше эмоциональное состояние на данный момент: раздражение, радость, волнение, огорчение. Поэтому и реакция ребёнка на вашу речь будет соответствующей. Если вы только делаете вид, что внимательно слушаете рассказ ребёнка, он поймёт это и постарается побыстрее закончить свою речь, промямлить то, что хотел рассказывать. Поэтому постарайтесь как можно чаще вести диалог с ребёнком, дать понять, что готовы общаться с ним, услышать - и только тогда у ребёнка появиться желание что-то Вам рассказать, посоветоваться. Вы поймёте, о чем думает или мечтает Ваш ребёнок, узнаете его мысли, впечатления об увиденном или услышанном.

От того, какой пример речи вы будете показывать ребёнку, насколько интонационно выразительно, интересно, эмоционально будет ваше общение, такова будет и речь дошкольника. Для ребёнка эмоциональная речь взрослого является образцом интонационной выразительности. В дошкольном возрасте работа над этой структурой речи ведется, в основном, путем подражания интонации взрослого.

В норме ребёнок старшего дошкольного возраста различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, пытается передавать голосом оттенки чувств, эмоций. Дети, страдающие нарушениями речи, имеют недостаточно развитую интонационную выразительность, не точно воспринимают и воспроизводят интонационные структуры предложения.  В речи детей дошкольного возраста наблюдаются запинки, "зависание" на слове, искажается темп и выразительность речи. Для того чтобы этого не происходило и не автоматизировалось, взрослым нужно показывать образец правильной выразительной речи. Не нужно торопить ребёнка. Объясните ему, что разговаривать нужно спокойно, внятно, с нужной интонацией. Предложите ребёнку перед началом разговора обдумать свою мысль, то, что он хочет сказать. При заучивании стихотворения, при общении взрослый тоже пользуется эмоциональной речью и пытается привлечь внимание ребенка к темпу, интонационной выразительности речи. Постепенно дети сами в разговорной речи начинают пользоваться необходимыми интонациями.

Сделать речь ребёнка более выразительной, эмоционально богатой помогут и следующие игры упражнения:

  1. Заучивание стихотворений с различной интонационной структурой.

Хозяйка и кот (разговор с котом) В. Левановский

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

  

«Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой

– В каждом я и ты со мной.

Посмотри-ка, посмотри!»

– Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.     (Ф. Бобылёв)

  1. Упражнение «Громко-тихо»

Цель: работа над голосом, менять его силу и высоту голоса.

Описание: Ребёнку предлагается вместе со взрослым произносить стихотворные тексты, изменяя силу голоса с каждой строчкой.

А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),

А сова – все ниже, ниже (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной (тихо):

Поиграй, дружок, со мной! (громко)

                                            (С. Маршак)

Была (голосом средней силы)

тишина, тишина, тишина... (тихо)

Вдруг (громче)

грохотом (еще громче)

грома (громко)

сменилась она (голосом средней силы).

И вот уже дождик (голосом средней силы)

тихонько (очень тихо) –

ты слышал? (тихо)

Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).  (А. Барто)

  1. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи

Игра «Будь внимательным»

Взрослый предлагает ребёнку: «Я буду сейчас называть предложения, а ты будь внимательным. Когда услышишь, что я задаю вопрос, – хлопнешь в ладоши, если нет – стой на месте».

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, театрализованных игр, инсценировок сказок, разыгрываемых по ролям. Дошкольники пробуютподражать голосам, интонациям героев произведений.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Волк и лиса», «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Девочка-ревушка» (А. Барто), «Три медведя» (Л.Н. Толстой), русские народные сказки и т.д.

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo