Специалисты

Кукольный театр в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

15

июня

2022

Гончарова Юлия Николаевна

учитель-логопед

МБДОУ №15 «Радуга»

Среди ряда важных задач обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации - обучение родному языку, речевое общение и развитие речи – является одной из главных. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования эта задача включает в себя ряд специальных задач. Так речь дошкольников должна постоянно пополняться и обогащаться, формироваться и совершенствоваться речевые навыки, звуковая культура речи, развиваться речь монологическая и диалогическая, дети должны постепенно подготовиться к знакомству с языковой грамотой. Это объясняется тем, что связная речь – это социально необходимые навыки для каждого ребенка, за счет которых дети могут общаться друг с другом. Грамотная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников.

Выдающиеся психологи и лингвисты советского периода Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выго́тский, Феликс Алексеевич Сохин называли связную речь одним из важнейших видов мыслительной деятельности, она как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Для развития связной речи требуется специально построенная для этого работа. На важность такой работы в свою очередь указывает Алиса Михайловна Бородич, которой принадлежат научно-методические работы по обучению детей рассказыванию и пересказу, методике словарной работы и формированию грамматически правильной речи.

В большинстве случаев в формировании навыков связной речи может помочь игра. Игровая деятельность может быть представлена разными формами деятельности, одной из них выступает театрализованная форма. Театрализованные игры выделяются за счет создания определенных ситуаций, в которых дети могут вступать в коммуникацию, обмен речевыми высказываниями, дети становятся более раскованными и открытыми.

Театрализованные игры способствуют успешному воспитательно-образовательному процессу в детском саду. В то же время происходит развитие памяти и мышления детей, формируются творческие навыки детей, развивается воображение и определенный взгляд на искусство. В ходе реализации театрализованной деятельности происходит обогащение речи дошкольников, она становится более четкой и выразительной. Кроме того, занятия театральной деятельностью помогают формировать добрый взгляд на мир и окружающих людей.

В своей педагогической работе, мы использовали такую форму театрализованной деятельности, как  кукольный театр.

Кукольный театрализованный спектакль способствует эмоциональному контакту  детей, как между собой, так и с педагогами – учителями. Особое значение имеет также то, что в процессе театральной постановки дети учатся говорить от лица своего кукольного персонажа, используя выразительные средства речи: изменяют темп, ритм голоса, его интонацию, а также одушевляют их с помощью  жестикуляции.

Выбирая тематику кукольной постановки, мы ориентировались на устное народное творчество (фольклор) и остановились на русской народной сказке «Теремок».

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, а также знакомит с народными традициями и культурой. Алексей Толстой так говорил о русском фольклоре: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Русские народные сказки, которые передаются из поколения в поколение, остаются самой памятной частью  детского периода нашей жизни. И передаются нами, во взрослом периоде  уже нашим детям и внукам.  Ведь именно известные веками  персонажи русских народных сказок  учат нас послушанию и уважительному отношению к старшему поколению, дружбе и взаимопомощи между сверстниками, совместному и кропотливому труду для достижения поставленных целей.

Помимо обще-нравственных ориентиров, ритмичные и мелодичные тексты русского фольклорного творчества помогают решить логопедические проблемы: развивается чувство ритма, сила голоса, четкая дикция, темп речи и дыхание.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, ребенок учится интонационной выразительности. Пословицы,  поговорки и  потешки в текстах русских народных сказок легко запоминаются. Они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев. Таким образом, ребенок учится эмоциональной и интонационной выразительности,  обогащается его словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи в целом.

Помимо речевой выразительности, для  «оживления» персонажей  кукольного театра необходимо осуществление двигательной активности, включающей в себя движение кистей рук и пальчиков. А это, в свою очередь, является тренингом для активизации мелкой моторики детей, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью. 

Ведь для того, чтобы лисичка-сестричка вышла на полянку перед Теремком, ребенку необходимо осуществлять не только  движения предплечьем вверх и вниз, но и кистью руки вправо-влево. Зайчику-побегайчику, для того, чтобы шевелить ушами, требуются при этом активные наклоны кистью рук вперед, а хозяюшке Мышке-норушке, для того чтобы испечь пирог, необходимы движения пальчиков руки, на которую одета кукла-персонаж. И все это совмещается с одновременным произнесением текста сказки. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие движения пальцев, их точная и скоординированная работа. Кроме того, подобная пальчиковая гимнастика стимулирует активизацию мышления и речевой активности, постепенно подготавливает руку ребенка к письму.

Литература:

  1. Доронова Т. Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет. ‒ М.: Обруч, 2014.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. ‒ СПб., 2014 ‒ 386 с.
  3. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия». Учеб. ‒ метод. Пособие по театрализованной деятельности. ‒ СПб.: Изд-во» Музыкальная палитра», 2008.
  4. Юрина, Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста под ред.: Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. ‒ М., 2002.
logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo